Думки

будущее

Об экономике, инфраструктуре и нелинейности

Об экономике, инфраструктуре и нелинейности

Вкладывая в инфраструктуру, экономические агенты по умолчанию считают это благим делом. Но, экономика — нелинейный процесс. Например, в США уже порядком устаревшая инфраструктура, зато сильно развитые высокотехнологические сектора. Есть и показательный сравнительный пример — Индия и Китай. В Индии, по большому счету, в сравнении с Китаем, вообще почти нет инфраструктуры. Но зато у Индии нет и городов-призраков которых в Китае 7-8 (потенциальных миллионников, т.е. там, исходя из созданной инфраструктуры, ДОЛЖНЫ жить по более чем миллиону человек, а живут на порядок меньше). Нет в Индии и хайвеев, по некоторым из которых в Китае проезжает от силы десяток авто в день. Сколько сотен миллиардов долларов в Китае потрачено неэффективно? Зато у Индии есть развитый компьютерный кластер в Бангалоре и Хайдарабаде.

Все восхищаются хайвеями и небоскребами Китая и хаят грязь Индии. Но в Индии рост органичен и технологичен, и это постиндустиальный рост, тогда как в Китае в основном индустриальный рост.

Вполне допускаю, что Китай фундаментально исчерпал себя — восстановительный экономический рост скоро закончится (при этом появились «плохие долги» в банковском секторе), инвестиционный спрос, приведший к построению избыточной инфраструктуры, постепенно движется к исчерпанию. Нужно добавить к этому инсорсинг производства из КНР в США. Понимание этого властями «Поднебесной» приводит к тому, что Китай хочет стать технологической державой с эндогенными инновациями. Если верить Фелпсу, Мокиру и Голдстоуну — это у них вряд ли получится. И я с ними согласен — в силу отсутствия эндогенной склонности к инновациям переход к росту по «шумпетерианскому» типу в Китае маловероятен.

Теперь к вопросу об инфраструктуре. Если мы имеем в виду под инфраструктурой качество зданий и дорог, то для технологического развития это не так важно, как качество другой инфраструктуры — венчурной системы. Все эти «хайвэи», офисные центры строятся только с целью стимулирования строительной отрасли — посмотрите на Детройт, шикарные дорогие в Китае, или на часть инфраструктурных объектов, построенных у нас к Евро-2012. Кроме того, они отражают нынешнюю парадигму развития, скажем, транспортной отрасли, которая в будущем, скорее всего, будет иной. Например, быстрое развитие дронов-беспилотников и расширение сфер их применения позволяет сделать такой вывод, либо тот же Hyperloop.

Поэтому, развитие украинских компаний, преуспевших в создании уже морально устаревающей инфраструктуры, вряд ли так сильно нужно будущему украинскому технологическому сектору (если он таки состоится, в чем есть сомнения). Значит, необходимо определять более высокие приоритеты в развитии, которые вряд ли определимы без квалифицированных и образованных визионеров. Поэтому действительно важно создавать инфраструктуру развития для компаний, которые реально выбрали технологический вектор.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Олег Капустин 21 июня 2018, 18:53

А работой людей, кто будет обеспечивать? Если надеяться только на айтишников, а остальным, что с голоду умирать? На фиг тогда такое государство нужно! В Китае потому так много строят, чтобы обеспечить людей работой и хоть какую-то пользу получить.

1
реклама
реклама