Інтереси

копирайт

Права на использование бренда можно защищать эффективно, доказывает пример создателей мультсериала «Маша и Медведь». Они начали заваливать исками украинских нарушителей

Права на использование бренда можно защищать эффективно, доказывает пример создателей мультсериала «Маша и Медведь». Они начали заваливать исками украинских нарушителей
застройщик  ЖК «министерский»— одна из первых в Украине компаний, которая договорилась о легальном использовании образа Маши
Фото: Алексей Солдунов

Российское ООО «Маша и Медведь», создавшее одноименный мультипликационный сериал на базе московской анимационной студии «Анимаккорд», приступило к кампании по защите прав на использование своих персонажей на территории Украины.

По информации «Капитала», компания подала первые иски к украинским FMCG-предприятиям с требованием прекратить использование героев телесериала на продукции и уничтожить уже произведенную. В частности, иски были поданы к управляющим компаниям сетей супермаркетов — «Фуршет Центр» («Фуршет Народный Супермаркет») и «АТБ», которые использовали изображения героев при производстве кукол и кукурузных палочек соответственно.

Как сообщил «Капиталу» юридический представитель «Маша и Медведь» в Москве Александр Головин, на территории Украины это только «проба пера». «Если считать, что Украина — это 10 % от российского рынка, то потенциальный ущерб, нанесенный нашему бренду пиратами, может оцениваться в десятки миллионов долларов в год», — отметил он.
Российская калька

Головин отмечает, что в Украине юридическая среда для защиты авторских прав и интеллектуальной собственности только начинает формироваться, в отличие от России, где в год подается до 6 тыс. подобных исков.

«В России мы уже подаем по 300 исков в месяц на компании, которые незаконно используют бренд «Маша и Медведь»», — говорит он.

Мультсериал «Маша и Медведь» транслируется на украинских телеканалах в соответствии с лицензионными соглашениями. Каналы платят правообладателям до $ 1 тыс за трансляцию одной минуты мультфильма. Студия «Анимаккорд» начала съемки сериала в 2008 году. Сейчас существует 33 серии продолжительностью по примерно 7 минут каждая. На производство одной серии студия тратит до $ 300 тыс. Самая популярная серия «Большая стирка» на YouTube с 2012 г. имеет 79 млн просмотров. Больше половины дохода компания получает от продажи товаров и услуг под ее брендом.

Украинский институт промышленной собственности зарегистрировал торговую марку «Маша и Медведь» в июне 2012 года на 29 различных классификаций товаров и услуг.

Партнеры только с деньгами

Юридические партнеры «Маша и Медведь»» провели мониторинг и обнаружили, что в Украине есть множество нарушений их прав. Например, персонажей из мультфильма использовала сеть автосалонов Kia (на раскрасках для детей) без каких‑либо разрешений. «Если пройтись по пляжу, то можно увидеть множество полотенец «Маша и Медведь». Естественно 95 % из них — это контрафакт. Но мы не беремся легализовать всех производителей. Многие из них очень мелкие, для нас имеет смысл сотрудничать только с теми предприятиями, от которых мы можем получить годовой доход, начиная от $ 5 тыс.», — говорит Головин.

По его словам, в Украине уже есть лицензиаты, это — торговый дом «Росмен», ЖК «Министерский», компания Ferrero. Стоимость лицензии с каждым партнером обсуждается в индивидуальном порядке. Если это серийная потребительская продукция, то использование бренда может обходиться до 10 % от стоимости единицы продукции.

В «АТБ-Маркет» не считают, что нарушали авторские права россиян. «Претензии по иску к нам, по мнению специалистов предприятия, не являются обоснованными», — заявила начальник отдела по связям с общественностью и прессой Корпорации «АТБ» Анна Личман, отказавшись от дальнейших комментариев.

Гена и Чебурашка

Как выяснил «Капитал», «Маша и Медведь» — это не первая российская компания, которая начала защищать авторские права на мультипликационных героев на территории Украины. В декабре 2012 г. компания «Комета Плюс» (Смоленск,) обратилась в киевский хозсуд с требованием запретить одному из крупнейших местных поставщиков детских товаров «Киддисвит» производство, продажу, импорта мягких игрушек, похожих на персонаж «Чебурашка» и «Крокодил Гена» из одноименных мультфильмов, а также персонаж «Удав» из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». «Комета Плюс» заявила, что у нее есть на них эксклюзивные права от «Союзмульфильма». Поставщиком украинской компании выступает китайская Shanghai First Art&Crafts Co. Россияне выиграли суд первой инстанции, но апелляционный суд Киева в апреле отметил это решение, пояснив, что дело изначально должно было рассматриваться в Днепропетровске, по адресу ответчика. Оно было отправлено на повторное рассмотрение.

В ожидании Disney

Управляющий партнер ЮК «Юскутум» Артем Афян говорит, что владельцам авторских прав на мультфильмы нелегко будет одержать победу в судах по ряду причин. Во-первых, рынок защиты авторских праву у нас находится в зачаточном состоянии. Во-вторых, у правообладателей часто не прописано в договорах с создателями контента, какие конкретно права они могут защищать ввиду многоэтапности производства и большого количества задействованных авторов. «Поэтому подобные разбирательства обычно остросюжетные», — отмечает юрист. Он предполагает, что если через некоторое время появится большое количество подобных разбирательств и рынок начнет формироваться, то, возможно, в Украине объявятся и такие мультипликационные гиганты как Walt Disney. По его мнению, скорее всего, международные компании будут действовать через местных представителей, работающих за процент от отсуженных средств.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама