Фінанси

муниципальные долги

Луцк реструктурировал долг по муниципальным облигациям. Подобные случаи не помогают городам добиться большей финансовой свободы

Как стало известно «Капиталу», Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) на последнем заседании согласовала план реструктуризации долга Луцкого горсовета по муниципальным облигациям. Город не смог погасить бумаги серий D и E на общую сумму 20 млн грн, размещенных в 2008 и 2009 г. В решении комиссии (копией документа располагает «Капитал») говорится, что Форум Банку и Ощадбанку, выкупившим оба выпуска, заплатили немногим более половины суммы — 7,1 млн грн и 4,5 млн грн соответственно.

У горсовета нет средств, чтобы рассчитаться в полном объеме с этими финучреждениями, признался мэр Луцка Николай Романюк. В беседе с «Капиталом» он объяснил, что 20 млн грн для города — очень большая сумма, ведь бюджет развития, из которого осуществляются выплаты, составляет всего 40 млн грн. «Кредиты взяты таким образом, что нужно было рассчитываться по одному в апреле, по второму — в июне, но мы не имели возможности за такой короткий период отдать эту сумму», — рассказал собеседник издания. По его словам, договориться с банками о реструктуризации части долга труда не составило, так как город вовремя выплачивал проценты по бумагам.

Предправления Ощадбанка Сергей Подрезов подтвердил, что кредиторы согласились с предложенным планом реструктуризации — новые условия займа оказались лучше, чем ранее. Форум Банк также рассчитывает, что Луцк справится со взятыми обязательствами. Как сообщил зампредправления банка Геннадий Заря, горсовет погасил перед ними основную часть долга, а остаток должен выплатить до конца этого года. «В экономике города наметились позитивные тенденции — положительную динамику развития демонстрируют промышленный комплекс и сфера транспорта. При этом поступление средств в бюджет развития Луцка в 2013 г. превышает плановые показатели», — отметил банкир.

Запятнанная репутация

Несмотря на оптимизм банкиров, опрошенные «Капиталом» эксперты полагают, что после этого случая Луцку будет сложнее занимать. Генеральный директор «Украинского кредитно-рейтингового агентства» (UCRA) Станислав Дубко обращает внимание: город в свое время «подтолкнул кредиторов к вынужденной реструктуризации, намекнув, что расчеты могут и не произойти вовсе». Наличие такой истории — негативный сигнал для инвесторов, считает эксперт.

Проблемы Луцка могут отразиться и на остальных муниципалитетах. По словам Станислава Дубко, инвесторы склонны переносить такой негативный опыт на всех заемщиков. «Другим придется прилагать дополнительные усилия, объясняя свою надежность инвесторам при получении муниципальных займов», — уверяет он. Органы местного самоуправления уже давно не считаются надежными заемщиками, и риски инвестиций в муниципальные облигации остаются высокими, добавил главный финансовый аналитик «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.

Поблажек не будет

Еще в конце 1990‑х после дефолта Одессы по займам на 2 млрд грн Министерство финансов существенно ужесточило правила заимствований муниципалитетами, заставив города в обязательном порядке согласовывать с министерством условия размещения. Однако в апреле этого года НКЦБФР разработала и направила на согласование в Кабинет министров законопроект по либерализации городских займов. Прохождение этого документа затянулось: до сих пор он не вынесен на рассмотрение правительства. Более того, резко против этой инициативы выступил Минфин. Как отметила директор департамента долговой и международной финансовой политики министерства Галина Пахачук, муниципалитеты имеют возможность привлекать средства по действующим правилам. По ее словам, городам не откажут в выпуске, если они подтвердят собственные источники дохода за исключением налогов, которые покрывают защищенные статьи бюджета. Впрочем, позиция Минфина никак не связана с реструктуризацией горсовета Луцка, подчеркнула представитель министерства.

Нацкомиссия предлагала увеличить предельный объем заимствований для муниципалитетов. Сейчас, согласно Бюджетному кодексу, общий местный долг по состоянию на конец бюджетного периода не может превышать 200 % (для Киева — 400 %) от среднего прогнозируемого объема бюджета развития. Регулятор предложил сохранить имеющееся процентное соотношение, но заменить сам ограничитель: верхнюю планку задолженности рассчитывать по отношению не к бюджету развития, а к местному бюджету в целом. В результате города смогли бы занимать на порядок больше, чем сейчас. Например, общий объем доходов бюджета Киева на 2013 г. запланирован на уровне 18,5 млрд грн, а бюджет развития составляет только 1,6 млрд грн. Предложенные законодательные изменения позволили бы в нынешнем году увеличить возможные заимствования, в частности столице, до 74 млрд грн вместо 6,4 млрд грн. Отказываясь от предложения НКЦБФР, Минфин лишает большое количество городов, районов и областей возможности привлечь денежный ресурс, указывает член НКЦБФР Анатолий Амелин. Не планируется и ужесточение условий размещения: как подчеркнула Галина Пахачук, «они и так достаточно жесткие».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама