Інтереси

фестивали

Вагнеровский фестиваль в Байройте накормит театралов свежей порцией экстремальных оперных постановок

Вагнеровский фестиваль в Байройте накормит театралов свежей порцией экстремальных оперных постановок
Большинство постановок в Байройте провокационны: режиссер Ханс Нойенфельс в «Лоэнгрине» превратил народ Брабанта — хор и статистов — в крыс

В год 200‑летия со дня рождения и 130‑летия со дня смерти Рихарда Вагнера постановками 11 его опер меряются все ведущие театры мира. Самый торжественный и важный фестиваль, основанный еще самим композитором, проходит в баварском Байройте и в этом году продлится с 22 июля по 31 августа. За короткий период театр, в свое время сооруженный по требованиям и под руководством немецкого маэстро, успеет показать семь-восемь спектаклей по нескольку раз.

Байройтский фестиваль — семейный бизнес: сейчас им руководят праправнучки музыкального реформатора Катарина и Ева, оберегая все фестивальные ноу-хау и заботясь о нововведениях. Так, ежегодно одну из опер готовят в сокращенной до 75 минут версии согласно программе «Вагнер для детей». В 2013 г. для юной аудитории адаптируют «Тристана и Изольду». А все полнометражные события будут транслировать на Рыночной площади города — такую щедрость организаторы позволят себе во второй раз.

В юбилейный год байройтцы подготовили, несомненно, наиболее ожидаемую в Европе премьеру оперного сезона — канонический цикл из четырех произведений «Кольцо нибелунга». Кроме этого, покажут созданные в минувшие сезоны сочинения по сюжетам рыцарских легенд — «Летучий голландец», которым откроется фестиваль (25 июля, 3, 6, 13, 20 и 24 августа), «Лоэнгрин» (2, 5, 8, 11 и 26 августа) и «Тангейзер» (1, 4, 7, 12, 18 и 28 августа) в завершение действа.

Исходя из идеи, что искусство призвано совершенствовать человечество, Вагнер как одержимый сражался за наилучшее качество всех театральных компонентов — от архитектуры здания до квалификации каждого хориста. Зрительские ряды в Байройте устроены амфитеатром, огромный оркестр спрятан под сценой в резонирующем деревянном коробе. Акустика выверена так, чтобы баланс между инструментами и голосами был идеальным, а над спектак­лями трудятся поистине великие дирижеры, режиссеры и сценографы.

Тетралогию «Кольцо нибелунга» поставил 40‑летний австрийский дирижер Кирилл Петренко родом из Омска. С 1 сентября он займет пост генерального муздиректора Баварской государственной оперы в Мюнхене — той самой, которая уже 102 года конкурирует с Байройтом не только за «кто лучше», но и за «кто раньше». С ним работает титулованный берлинский театральный режиссер-шестидесятник Франк Касторф, имеющий репутацию разрушителя канонов. За пространственные решения на стыке арта, дизайна и архитектуры отвечает нидерландский художникЙоп ван Лисхут, так что артисты будут обитать не в декорациях, а в инсталляциях из полиэстеровых объектов, обыгрывающих темы жизни, смерти и власти.

Постановочные подробности четырех опер «Кольца» до предстоящей премьеры засекречены, однако тенденция последних лет — подчеркивать, что жизнь «маленьких людей», сколь бы современными они ни были, до сих пор основана на мифологических представлениях.

Некоторых солистов ждут многочасовые роли, мигрирующие из оперы в оперу: правителя Альбериха будет петь сокрушительный Мартин Винклер, Зигфрида — Ланс Райан с подобающим принцу-богоборцу тенором, милосердного верховного бога Вотана — обладатель непререкаемо властного и вместе с тем теплого баса Вольфганг Кох.

Партию валькирии Брунгильды, «бедного и храброго дитя» Вотана, исполнит Катарина Фостер с невероятным диапазоном выразительности — от смиренных нот до пламенного вызова. В таком ансамбле ничуть не теряется молодой бас-баритон Александр Пушняк, киевлянин, победитель VII Международного конкурса «Вагнеровские голоса» — в «Золоте Рейна» (26 июля, 10, 14 и 22 августа) он исполнил партию Доннера. «Валькирию» покажут 27 июля, 15 и 23 августа, «Зигфрида» — 29 июля, 17 и 25 августа, а «Гибель богов» — 31 июля, 19 и 27 августа.

«Летучий голландец» пройдет под управлением главного вагнеровского дирижера Германии Кристиана Тилеманна в версии Яна Филиппа Глогера, мастера насыщать действием каждую секунду сценического времени, придумавшего для извечного скитальца увлекательную метафору киборга.

Для «Лоэнгрина», созданного три года назад, немецкий режиссер Ханс Нойенфельс придумал нестандартный ход: благородный рыцарь здесь вынужден выживать в мире лабораторных крыс, и даже возлюбленная Эльза цинично его использует. «Тангейзера» дают в интерпретации Акселя Кобера и Себастьяна Баумгартена — это постановка прошлого года с видеотрансляцией клеточной жизни человеческого организма и беременной Венерой в декорациях, напоминающих промзону.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама