Фінанси

платежные карты

Банкиры нарастили объем безналичных платежей по картам в полтора раза. Основной драйвер роста — развитие терминальной сети

Банкиры нарастили объем безналичных платежей по картам в полтора раза. Основной драйвер роста — развитие терминальной сети
Банкиры подталкивают клиентов к «коллекционированию пластика»
Фото: Константин Мельницкий

За прошлый год активных платежных карт стало больше на 7 % — до 35,6 млн шт., сообщил Нацбанк. В пятерке лидеров по количеству карт — ПриватБанк, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль, УкрСиббанк и Укрсоцбанк. Объем безналичных платежей за этот период вырос на 42 % — до 159,14 млрд грн. По мнению банкиров, причина активного роста пластиковых операций — увеличение кредитования посредством карт и расширение линейки бонусных программ для владельцев пластика.

Больше за раз

Увеличение безналичных платежей отразилось и на объеме одной операции. По итогам 2013 г. один безналичный платеж в среднем составлял 316 грн, тогда как в 2012 г. — 263 грн. Директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов объясняет такой рост развитием сети POS-терминалов в торговых точках. «Население получило больше возможностей для оплаты пластиком, практически везде сегодня можно рассчитаться картой», — прокомментировал эксперт. В минувшем году терминалов стало больше на 58,6 тыс. шт. — до 221,2 тыс. Лидерами по количеству платежных терминалов являются ПриватБанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Райффайзен Банк Аваль, банк «Финансы и Кредит». На их долю приходится 79 % от общего количества платежных терминалов. Менее активно пополняются ряды банкоматов: за год их число увеличилось на 4,2 тыс. шт. — до 40,35 тыс. В первую очередь расширяются многофункциональные устройства: клиенты банков могут не только снять средства, но и осуществить ряд операций — например, перевести деньги либо оплатить услуги. По мнению заместителя председателя правления банка «Русский стандарт» Александра Парамонова, одна из причин роста «карточного» рынка — увеличение доли покупок в сети интернет. Украинцы используют карты не только для приобретения в локальных онлайн-магазинах, но и за пределами страны. В НБУ уточняют, что наиболее активно с точки зрения роста карт и инфраструктуры их обслуживания развиваются Киевская, Днепропетровская и Донецкая области.

Новые продукты

За счет высокой маржи и популярности кредитки стали наиболее выгодным розничным продуктом банков в прошлом году, указал председатель правления Украинского процессингового центра UPC Антон Романчук. Из-за небольших сумм такие карты для финструктур менее рисковые. «Кредит на карту, в отличие от кредита наличными, проще возобновить — не нужно идти в отделение. Также клиент платит проценты только с той суммы, которой реально пользуется, в отличие от кредита наличными», — объяснил он. Кредитками чаще рассчитываются при покупках, поскольку при снятии наличных с таких карт взимается комиссия.

49,7 млн украинцев являются держателями платежных карт по итогам 2013 г. Это на 12,1 % больше, чем годом ранее

По наблюдениям Парамонова, изменилась и поведенческая модель банковских клиентов. К примеру, в 2008 г. количество операций по снятию наличных средств достигало 90 %, а в 2013 г. эта цифра снизилась до 60 %, указал он. В числе причин — развитие бонусных и партнерских программ для владельцев карт. «Многие финучреждения предоставляют услугу по начислению на остаток собственных средств от 4 % до 15 % ежемесячно, что стимулирует клиентов не снимать все средства с карты и иметь возможность получать процентные доходы», — объясняет Парамонов. Начальник департамента развития розничного бизнеса Дельта Банка Максим Мироненко также говорит, что клиенты научились пользоваться кеш-беком по кредитным картам и активно используют этот механизм. Возврат денег и начисление процентов на остаток по карте становятся «естественной» опцией «карточных» продуктов.

Кредитные карты останутся ключевым драйвером роста «карточного» рынка и в этом году, прогнозирует Романчук. Банкиры делают ставку на развитие новых «карточных» технологий, расширение парт­нерских программ и нишевых проектов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама