Бізнес

розничная торговля

В этом году ритейлеры активно открывают небольшие по площади магазины. Они обходятся дешевле по сравнению с супер- и гипермаркетами

В этом году ритейлеры активно открывают небольшие по площади магазины. Они обходятся дешевле по сравнению с супер- и гипермаркетами
В открытие супермаркета необходимо инвестировать 8‑12 млн грн, а в «магазин у дома» — 1 млн грн
Фото: Константин Мельницкий

Лидерами по развитию по итогам полу­годия стали продовольственные ритейлеры, которые управляют небольшими магазинами. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, днепропетровская сеть АТБ открыла 65 торговых точек, киевская «Фора» — около 20, а луцкая сеть «Наш край» — 11.

По словам гендиректора GT Partners Ukraine Игоря Гугли, всего в январе-июне 2013 г. продовольственные сети открыли 185 новых магазинов, что на 16 % больше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. «За первые шесть месяцев открылось 150 новых магазина, оставшиеся 35 — это ребрендинг старых магазинов или смена их собственников», — говорит эксперт. Он отметил, что сейчас в Украине работает около 2,99 тыс. сетевых торговых точек.

Ритейлеры развивают малые форматы

Найти площадку для размещения супер- и гипермаркета достаточно сложно, а помещений для небольших магазинов много, отмечает основатель инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала. По его словам, такая же тенденция наблюдается в других странах Восточной Европы. «Например, с 2007‑го по 2011 г. доля гипермаркетов в Польше снизилась с 35 % до 26 % рынка, тогда как магазинов небольшого формата, наоборот, — выросла с 20 % до 22 %», — говорит Фиала. Он отметил, что аналогичной статистики по Украине нет.

Инвестиции в открытие небольшого магазина существенно ниже, чем в супер- или гипермаркет, поясняет партнер консалтинговой компании «Эллис» Александр Ланецкий. «Большинство ритейлеров испытывают нехватку финансирования, поэтому вкладывать значительные средства в строительство крупных объектов они не в состоянии», — констатирует он.

Александр Ланецкий говорит, что если в «магазин у дома» необходимо вложить около 1 млн грн, то в супермаркет — 8‑12 млн грн, а в гипермаркет — около 24 млн грн. При этом наценка в «магазинах у дома» на продукты питания составляет приблизительно 30 %, а в торговых точках большего формата — 8‑20 %. И продажи с квадратного метра ритейлеров, специализирующихся на малых форматах выше, чем у супер- и гипермаркетов. В прошлом году, по данным GT Partners Ukraine, в сети АТБ они составили $ 840 в мес., «Форы» — около $ 700 в мес. Тогда как в сегменте супермаркетов продажи меньше: у «Великої кишені» — только $ 505 в мес., «Таврии-В» — $ 310 в мес.

Тенденция усиливается

В ближайшие несколько лет продовольственные ритейлеры сконцентрированы будут на развитии сети магазинов небольшого формата, уверен Александр Ланецкий. «Так игроки постараются увеличить свой товарооборот, что позволит не только нарастить долю на рынке, но и потребовать лучшие условия по ценам от поставщиков», — заключает он. Например, до конца нынешнего года, по словам совладельца компании «Ритейл Групп» (управляет продуктовыми сетями «Велика Кишеня», «Велмарт», ВК Select и «ВК Експрес») Романа Лунина, они планируют открыть в Киеве до десяти магазинов «ВК Експрес» площадью до 500 кв. м. «Это позволит расширить сеть более чем втрое — до 15 магазинов», — подчеркнул собеседник издания. Компания «Икс 5 Ритейл Груп Украина» (управляет продуктовой сетью «Перекресток») в мае 2013 г. уже открыла свой первый «магазин у дома» «Перекресток Экспресс», а до конца года ритейлер намерен управлять сетью из десяти торговых точек этого формата. Небольшие магазины привлекают и луцкий «ПАККО Холдинг» (развивает сети ПАККО и «Вопак»). «В текущем году компания откроет три-четыре магазинов «Вопак» площадью 500 кв.м.», — говорит генеральный директор компании Олег Мерченко.

Сейчас, по словам Фиалы, на долю организованной продуктовой торговли в Украине приходится 26 % розничного оборота, тогда как в странах Северной Европы этот показатель достигает 80 %. Он прогнозирует, что в течение десяти лет отечественный ритейл должен приблизиться к такому показателю.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама