Бізнес

инвестиции

Фотограф Федецкий инвестировал и в другие бизнесы, оставив состояние в 100 тыс. рублей

Фотограф Федецкий инвестировал и в другие бизнесы, оставив состояние в 100 тыс. рублей
Дом Федецкого в Харькове по ул. Сумской, 3. Современное фото

Альфред-Люциан Федецкий родился в 1857 году в Житомире. Отец, театральный антрепренер, перевез семью в Варшаву, а затем в Киев, где участвовал в строительстве драматического театра. Именно в Киеве его сын увлекся фотографией.

Альфред стал студентом фотографического института при Венской академии художеств — лучшего учебного заведения того времени. В 1880 году вернулся в Киев и поступил управляющим в фотоателье Влодзимежа Высоцкого. Сделанные им портреты оказались настолько хороши, что шеф доверил ему снимать членов императорской семьи, гостивших в Киеве.

Через шесть лет Альфред решил, что пора открывать собственное дело, но не в Киеве, где не пробьешься, а в Харькове. В этот губернский город 29‑летний фотограф переехал летом 1886 года вместе с супругой и полугодовалой дочкой. Открыл ателье в арендованном помещении по Екатеринославской, 6.

Изображения Федецкого отличались объемом и глубиной благодаря ноу-хау: на фотопортретах он слегка тонировал дамам губы. Зато эффект был потрясающий — слухи о чудесном мастере портрета распространились по Харькову. Растущие доходы позволили Альфреду Константиновичу снять дорогую квартиру в центре города и нанять прислугу. Спустя всего два года, в сентябре 1888 года, пришла настоящая слава: фотограф удостоился золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

«Аварийные» съемки

Едва Альфред Константинович вернулся из Брюсселя, под Харьковом потерпел крушение царский поезд. Александр III и его семья не пострадали, однако погибли 22 человека свиты, еще 30 получили ранения. Пока город обсуждал новость, Федецкий взял извозчика, погрузил в коляску громоздкую съемочную технику и отправился на место трагедии. Он стал единственным, кто по горячим следам сделал серию снимков. Однако продать эксклюзив газетам, пусть и за большой гонорар, в его планы не входило. Он метил выше: приготовил роскошный альбом с «аварийными» фотографиями и поехал на фотовыставку в Москву. Там преподнес альбом почетному гостю выставки — великому князю Сергею Александровичу, родственнику императора.

Расчет был правильный: великий князь вручил альбом Александру III. Вскоре «Харьковские губернские ведомости» — главная газета края — сообщили на первой странице, что император передал фотографу свою благодарность. О лучшей рекламе и мечтать было нечего. Федецкий закрепил за собой статус харьковского фотографа № 1, расценки в его ателье стали самыми высокими в городе.

Царские перстни

Свою причастность к теме аварии царского поезда Федецкий умело эксплуатировал в течение многих лет. Например, в 1894 году Александр III прибыл в Харьков на освящение храма, воздвигнутого в память крушения поезда, — снимал событие, естественно, Федецкий. Он, как и в прошлый раз, оформил фотографии в красивый альбом и отправил императору. В ответ получил перстень с изумрудом и бриллиантом работы Карла Фаберже. О чем, конечно же, сообщили едва ли не все местные газеты.

Монополию на тему аварии Аль­фред Константинович сохранил и при Нико­лае II — сыне Александра III. Импе­ратора, приехавшего на место крушения царского поезда по случаю десятилетия катастрофы, снимал именно Федецкий. Он вновь повторил отработанный прием: альбом с фотографиями передал самодержцу, а ему в ответ «был пожалован золотой перстень с великолепным голубым сапфиром, окруженным крупными бриллиантами».

К этому времени ателье Федецкого являлось крупнейшим в Украине — его штат превышал 10 сотрудников. В то время как у конкурентов работали в среднем два-три человека.

В 1892 году во время родов третьей дочери скончалась жена Федецкого. У маэстро началась длительная депрессия, он потерял интерес к фотоискусству. Ненадолго увлекся живописью, занялся экспериментами в области звукозаписи. Затем переключился на рентгеновские снимки — в присутствии губернатора и вице-губернатора снял скелет кролика.

Первый сеанс

В июле 1896 года французы устроили в одной из харьковских гостиниц киносеанс. Федецкий быстро оценил достоинства нового зрелища: не только купил съемочно-проекционный аппарат, но и приобрел эксклюзивные права на изготовление и продажу в Российской империи 60‑миллиметровой пленки. Он стал появляться на улицах Харькова со съемочной камерой. А вскоре разместил в газетах объявление: мол, в Оперном театре покажет «живые фотографии из заграничной и местной жизни». Но перед этим Альфред Константинович устроил пресс-показ — пригласил к себе журналистов и представителей городских властей. Они и стали первыми зрителями первых украинских хроникально-документальных фильмов. На следующий день в газетах появились восторженные отклики.

Первая публичная демонстрация киноработ Федецкого состоялась 2 декабря 1896 года в Оперном театре — в зале на тысячу мест яблоку негде было упасть. В течение получаса демонстрировались 11 сюжетов. «Некоторые картины были впечатляющими и вызывали бурные аплодисменты и восторг зрителей, — прокомментировала газета «Южный край». — Громадный успех сеанса побудил г-на Федецкого устроить на следующей неделе с благотворительной целью в Оперном театре еще один подобный сеанс». Всю выручку кинематографист передал губернатору «для раздачи бедным Харькова».

Минус кино

Продукцией харьковчанина заинтересовались французские кинокомпании «Патэ» и «Братья Люмьер». Они изъявили готовность заказывать ему сюжеты из местной жизни и хорошо их оплачивать, однако не согласились указывать в титрах имя автора. Альфред Константинович отказался от сотрудничества и открыл собственный кинозал. Сеансы пользовались успехом, но не окупали затрат на дорогостоящую пленку и химикаты. Прибыль была возможна только в случае продажи сюжетов в соседние города. Увы, этот рынок крепко держали в руках французские дистрибьюторы. Федецкий свернул кинематографическую деятельность.

Предприниматель купил у венского изобретателя Зигмунда Бонди «за несколько тысяч рублей по договору» эксклюзивное право на «рельефную фотографию» — печать выпуклых изображений. Однако прибыли не получил, поскольку харьковские пираты штамповали такие изображения без всяких разрешений. Бонди по просьбе Альфреда Константиновича выступил в городских газетах с разъяснением, что право использовать его изобретение в Харькове имеет исключительно Федецкий. Однако пиратов это не остановило. Предпринимателю пришлось списать в убыток потраченные тысячи.

Альфред Константинович переключился на цветную фотографию (кстати, стал ее пионером в Украине). Привез из Европы зарубежные цветные снимки и долго бился над разгадкой технологии этого процесса. В итоге придумал собственный «усовершенствованный способ», позволявший делать качественные цветные снимки, которые стоили дешевле, чем заграничные.

Однако реализовать свое ноу-хау он не успел. Врачи выявили у предпринимателя серьезную болезнь сердца. Он отправился на лечение в Берлин, но по дороге скончался 21 июля 1902 года в Минске. 45‑летнего маэстро похоронили в Харькове в семейном склепе на римско-католическом кладбище. Наследники — три дочери от 13 до 18 лет — получили состояние свыше 100 тыс. рублей, включая отцовское фотоателье. Им также выплатили 40 тыс. рублей страховые общества, в которых Федецкий застраховал свою жизнь.

Первому украинскому кинопредпринимателю посвящены в Харькове две мемориальные доски. Одну установили в 2010 году на здании областной филармонии — там, в бывшем Оперном театре, Альфред Константинович провел свой первый публичный сеанс. Вторую открыли в 2013 году по ул. Сумской, 3 — на фасаде дома Федецкого.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама