Інтереси

культурная политика

Конкурс молодых пианистов памяти Горовица — трамплин в никуда

В эти дни в Киеве проходит Х Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица — исполнительское состязание, которым у нас принято гордиться. Его осеняет имя легендарного «короля королей» фортепианного искусства, которого воспитала киевская исполнительская школа (музыкант эмигрировал в США в 1940‑м). Конкурс входит в систему Европейского союза музыкальных молодежных конкурсов и Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, что при благоприятных обстоятельствах позволяет поддерживать лауреатов «на плаву»: записывать их выступления на CD (правда, за 18 лет удалось выпустить всего семь дисков) и устраивать по обмену выступления в известных филармонических залах Европы.

Сегодня одаренная музыкальная молодежь не слишком востребована в Украине — зато ожидаема на международной музыкальной сцене, а значит, сможет реализовать себя в иных палестинах, где ее «караулят» продюсеры, обеспечивающие бесперебойные концерты и записи. Однако лауреаты конкурса Горовица в дальнейшем не блещут на мировых конкурсах. «Пусть и гениальные дети, они не могут воспользоваться своей победой как ступенькой куда бы то ни было, — считает лауреат Национального конкурса им. Рахманинова и обладатель персональной президентской стипендии пианист Роман Репка. — Конкурс Горовица повышает шансы на международную карьеру примерно так же, как повысила бы покупка лотерейного билета».

Реноме конкурса непоправимо страдает от состава его жюри. Глобальный вопрос: «А судьи кто?» — имеет первостепенное значение. Когда среди фортепианных экспертов оказываются хоть и прекрасные музыканты, но не профессиональные пианисты, к примеру, дирижер Роман Кофман или композитор Александр Злотник, профессионалы перестают относиться к лауреатам всерьез. Своеобразный состав жюри, в свою очередь, определяет исполнительскую манеру юных участников, которая сегодня не попадает в тренды большого музыкального мира.

При этом юные таланты рассматривают конкурс как трамплин к по‑настоящему значимым музыкальным состязаниям, которые действительно обеспечивают лауреатов Гран-при и первых мест студийной работой, концертами и турами — конкурсу имени королевы Елизаветы (Бельгия), конкурсу имени Артура Рубинштейна (Израиль) и конкурсу в Хамамацу (Япония). Однако нередко дарования, взрослея, продолжают участвовать все в том же «забеге» Горовица.

Перед началом нынешнего конкурса его генеральный директор Юрий Зильберман подчерк­нул, что самая яркая часть всей соревновательной машины — сами дети. Финалисты из групп «Горовиц-дебют» и младшей — дети до 14 и 15 лет, соответственно, — уже сыграли соло в первом туре и репетируют финальные выступления с оркестром. 25 апреля в Национальной филармонии Украины состоится церемония награждения и гала-концерт лауреатов. В сольной программе этого года категории «Горовиц-дебют» уже заявили о себе японка Окуи Шио и украинец Илья Фиалко. Безусловно, в будущем им придется позаботиться о своем менеджменте, широких связях и дальнейшем продвижении. Потому что ничего этого конкурс Горовица им предложить не может.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама