Молчание волчат. В прокат выходит «Племя» - фильм о том, что современный мир мало отличается от первобытного

В прокат выходит скандальный фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя»
В социальной драме «Племя» режиссер Мирослав Слабошпицкий обошелся не только без профессиональных актеров, но и без слов

Когда будущая звезда современного украинского кинематографа Мирослав Слабошпицкий учился в школе, он, во‑первых, уже точно знал, что в будущем будет снимать кино. А во‑вторых, активно собирал материал для своего дебютного полнометражного фильма. Через дорогу от школы, где учился Слабошпицкий, находился интернат для глухих. Именно о таких людях рассказывает картина «Племя», которая выходит в украинский прокат 11 сентября.

В начале учебного года в школу для глухих приходит новенький. Как и в любой другой школе, в этой есть своя иерархия: компания крутых, центровые девчонки, умеющие достать что угодно деловые парни, лузеры, над которыми все издеваются. Чтобы вписаться в самые престижные слои местного общества и завоевать благосклонность королевы школы, новенькому нужно пройти череду унижений и выстоять в драке. Единственное, чем отличается эта школа от других, — здесь все общаются на языке жестов.

Еще в начальных титрах «Племени» зрителей предупреждают о том, что в фильме не будет слов: языки ненависти и любви в них не нуждаются. Вместо диалогов — длинные статичные планы с жестикулирующими героями. И хоть Слабошпицкий принципиально не брал в свой фильм профессиональных актеров, история, которую он рассказывает два с лишним часа, действительно оказывается понятна без слов. И она действительно о ненависти — персонажей друг к другу и окружающему миру, а также режиссера — к своим героям, зрителю и всему человечеству. И о любви — между новеньким и королевой школы. Правда, эта трогательная подростковая влюбленность в фильме сводится к похоти героя, желанию героини получить деньги за свое тело и мучительной, очень физиологичной сцене подпольного аборта.

«Племя» — это не только описание жизни школы для глухих, это еще и портрет социального дна современного общества. Чтобы заполучить пару бутылок пива, подростки грабят случайного прохожего, неосторожно зашедшего в темный переулок. После уроков торгуют безделушками в поездах. По ночам занимаются проституцией. Преподаватели — тоже в деле, как и местный участковый. Предел мечтаний героев — выехать на заработки в Италию. Хеппи-энда в этой социальной драме, естественно, не будет.

Судьба самого фильма, в отличие от его героев, складывается удачно. Этот фильм — полнометражный дебют 39‑летнего режиссера, который хотел снимать кино с детства, а по‑настоящему взялся за дело только недавно. Вдобавок «Племя» — фестивальный хит. Картина участвовала в программе «Неделя критики» Каннского фестиваля в этом году и получила там сразу три приза. Затем лента побывала на множестве европейских фестивалей, в том числе — в Сан-Себастьяне, Милане, Гамбурге и др. И везде украинца неизменно хвалили. Во-первых, за новаторский киноязык: снять современный немой фильм, не используя при этом визуальной стилизации под кино 1920‑х и звуковых эффектов, действительно никому из артхаусных режиссеров раньше в голову не приходило. И во‑вторых, на европейских фестивалях публика всегда тепло принимает социальные драмы из «экзотических» стран. «Племя» уже ждут в ограниченном прокате во Франции, Дании, Нидерландах и даже Исландии.

Правда, то, что для европейцев — экзотика, для украинцев — повседневная жизнь. И смотреть на нее на большом экране не очень приятно. Слабошпицкий и не старается, чтобы было приятно. Его герои не вызывают у зрителя ни сочувствия, ни симпатии, ни жалости. Но и равнодушным фильм вряд ли кого оставит. Потому что он говорит пусть и местами утрированную, но правду: за последние три тысячи лет человек не изменился, и в XXI веке люди продолжают жить по жестоким законам первобытного племени.

 

В ТОМ ЖЕ ДУХЕ

«Дневник баскетболиста», 1995

Режиссер: Скотт Кэлверт

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Марк Уолберг

Когда известный американский писатель и музыкант Джим Кэрролл был подростком, он вел дневник, по мотивам которого затем написал автобиографию. Жизнь у него тогда была насыщенной. В старших классах Джим был подающим надежды баскетболистом и переживал обычные для подростка гормональные бури. Но потом открыл для себя наркотики, связался с плохой компанией и отправился бомжевать на улицы Нью-Йорка. «Дневники баскетболиста» стали самой известной книгой писателя. А в ее экранизации Кэрролла сыграл Леонардо Ди Каприо.

«Слон», 2003

Режиссер: Гас Ван Сент

В ролях: Алекс Фрост, Эрик Дойлен

Двое старшеклассников Эрик и Алекс кажутся обычными подростками. Один увлекается видеоиграми, другого родители заставляют заниматься игрой на фортепиано. В свободное время они любят попялиться в телик и побродить по виртуальному пространству. Правда, если бы взрослые уделили им немного внимания, то узнали бы много интересного: по ТВ друзья предпочитают смотреть программы о нацистах, а в интернете покупают оружие. Американец Гас Ван Сент, известный любитель изучать психологию подростков, в «Слоне» исследует причины агрессивного поведения школьников.

«Все умрут, а я останусь», 2008

Режиссер: Валерия Гай Германика

В ролях: Полина Филоненко, Агния Кузнецова

Три девятиклассницы из спального района Москвы готовятся к первой в учебном году дискотеке. Это на самом деле крайне важное событие в их жизни, сродни инициации в первобытном обществе. Однако никто из взрослых, похоже, не понимает, что творится в головах четырнадцатилетних подростков. Да и сами тинейджеры не всегда способны себя понять, а непонимание — это путь к агрессии и драме. Дебютный полнометражный фильм россиянки Валерии Гай Германики вызвал в свое время почти скандал. И так и остался лучшим в ее фильмографии.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама