В прокат выходит «Святой Лоран» — о том, что быть великим кутюрье вредно для психики

В прокат выходит «Святой Лоран» — о том, что быть великим кутюрье вредно для психики
Драма «Святой Лоран» с Гаспаром Ульелем в роли модельера Ива Сен-Лорана объясняет, почему одежда может считаться произведением искусства

Картина «Святой Лоран. Страсти великого кутюрье», которая выходит в украинский прокат 16 октября, — уже вторая в этом году кинематографическая биография французского модельера Ива Сен-Лорана. «Я не смотрел другой фильм», — говорит режиссер «Святого Лорана» Бертран Бонелло. Но признает, что лента Джалиля Леспера «Ив Сен-Лоран» значительно облегчила ему жизнь — тем, что подробно рассказала историю становления модельера. И тем самым позволила Бонелло сосредоточиться на совсем других вещах.

В 1967 году, когда начинается действие нового фильма, Ив Сен-Лоран (Гаспар Ульель, «Ганнибал. Восхождение», «Долгая помолвка») — звезда мирового масштаба. Он уже совершил несколько переворотов в моде: например, сделал популярным женский смокинг и начал выпускать коллекции и от кутюр, и прет-а-порте, хотя до него дизайнеры не позволяли себе работать на два фронта. Истории этих успехов Бонелло оставляет за кадром. О работе Сен-Лорана в мастерской он рассказывает вскользь и только в начале. «Мой фильм не о работе. Он — о творчестве», — объясняет режиссер.

Вернее о том, какой ценой это творчество давалось самому Сен-Лорану. В кадре модельер много рисует, не выпуская из рук сигарету. Проводит время в ночных клубах, употребляет алкоголь и наркотики и находит себе любовников. Одна из ключевых линий в «Святом Лоране» — это связь кутюрье с Жаком де Башером (Луи Гаррель, «Мечтатели», «Все песни только о любви»), любимой моделью Карла Лагерфельда и молодым человеком с не самыми прочными моральными устоями. При этом о людях, которые играли в жизни Сен-Лорана более важную роль, фильм рассказывает не так уж и много — как, например, о многолетнем партнере дизайнера Пьере Берже (Жереми Ренье, «Залечь на дно в Брюгге»). Бонелло, конечно, вспоминает о Берже, ведь без него не существовало бы империи Yves Saint Laurent, но о характере этого героя говорит очень мало.

«Я понял, что фильм получается, когда перестал пытаться совершить невозможное, то есть объяснить, как Сен-Лоран стал собой. И сосредоточился на том, чтобы показать, чего ему это стоило каждый день», — объясняет свой замысел режиссер.

Поэтому в «Святом Лоране» довольно плоскими выглядят почти все персонажи, кроме главного. Бонелло намеренно акцентирует внимание на неврозах, переживаниях, галлюцинациях и воспоминаниях только Сен-Лорана — и рисует портрет гениального художника со сложным характером. Он переживает психологические травмы и нервные срывы, увлекается Прустом и слушает Марию Каллас, одновременно коллекционирует мещанские камеи, любит картины Мондриана и Матисса, получает восторженные письма от Уорхола. И при этом страдает от того, что вместо красок у него — ткани и фасоны, а вместо холста — быстротечная мода.

Структура фильма так же сложна, как и характер главного героя. Бонелло то и дело перескакивает из будущего в прошлое и обратно. Документальные кадры (о беспорядках 1968 года, например, и демонстрациях против войны во Вьетнаме) периодически соседствуют с художественными. Время от времени он использует полиэкран — и кадр делится на несколько, наподобие картины Мондриана. Впрочем, визуальная сложность не мешает — наоборот, помогает понять главную мысль фильма. Чтобы быть гением — в искусстве, рекламе или моде — нужно дорого заплатить, и способен на это далеко не каждый.

в том же духе

«Эд Вуд», 1994
Режиссер Тим Бертон
В ролях: Джонни Депп, Билл Мюррей
Эд Вуд (Депп) очень хочет снимать кино. Он пишет тонны сценариев один фантастичнее другого, но продюсеры не торопятся за них браться. Тогда Эд начинает снимать своими силами. Дело происходит в начале 1950‑х, и его причудливая фантазия превращает крышки кастрюль в летающие тарелки, инопланетяне органично соседствуют в кадре с ожившими мертвецами, и даже смерть исполнителя главной роли не может препятствовать творческому порыву Эда Вуда. Тим Бертон снял не столько биографию режиссера, считающегося одним из худших за всю историю Голливуда, сколько картину о любви к кино и желании творить несмотря ни на что.

«Авиатор», 2004
Режиссер Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, 
Кейт Бланшетт
У финансового магната Говарда Хьюза (ДиКаприо) было два главных увлечения: кино и авиация. В начале 1930‑х он стал одним из пионеров звукового кино в Голливуде. А в 1938 году совершает за четыре дня кругосветный полет и становится международной звездой. Правда, за успех Хьюзу в итоге приходится платить психическим здоровьем: маниакальная тяга к чистоте, свойственная ему с детства, перерастает в настоящую паранойю. Мартин Скорсезе за почти три часа экранного времени рассказывает о двух десятках лет жизни Хьюза, а заодно о том, как за эти годы менялся его характер и какие обстоятельства на это влияли.

 

«Лавлэйс», 2013
Режиссеры Роб Эпштейн, 
Джеффри Фридман
В ролях: Аманда Сайфред
Линда Лавлэйс (Сайфред) стала самой известной порно-актрисой в мире, сыграв всего лишь в одном фильме — «Глубокой глотке». Картина стала кассовым суперхитом, ее героиня не сходила с красных дорожек на премьерах. Но у оглушительного успеха была и темная сторона. Фильм режиссеров Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана именно об этом. Вместо стандартной линейной биграфической драмы они сняли сложную по структуре картину о семейном насилии и о том, почему Линда Лавлэйс после успеха «Глубокой глотки» ушла из порно и посвятила себя борьбе за права женщин.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама