Бізнес

скандал

На новый круг. Украинские авиакомпании могут потерять права на международные полеты

Чиновники не дают взлететь Atlasjet Ukraine. Авиакомпания проиграла иск к Государственной авиационной службе, в котором она требовала от ведомства выдать документы, позволяющие начать международные полеты. Соответствующее решение Окружного административного суда Киева размещено в Едином госреестре судебных решений. Приняв его, суд поставил под сомнение законность всех ныне действующих правил выдачи направлений.

Борьба за небо

Начать выполнять полеты из Украины компания планировала 15 сентября. 3 июля совместная комиссия Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы выдала авиакомпании Atlasjet Ukraine права на выполнение регулярных полетов по 14 международным маршрутам. Чтобы перевозчик фактически начал совершать рейсы по этим направлениям, министерство должно было свои приказом утвердить решение комиссии, а Госавиаслужба — оформить документы о правах Atlasjet Ukraine. Мининфраструктуры издало приказ в конце июля, но служба не оформила документы. 8 сентября Atlasjet Ukraine подала иск в суд с требованием, чтобы Госавиаслужба все‑таки выдала документы.

Однако суд посчитал, что Мининфраструктуры не имело права в 2013 г. издавать приказ, которым были утверждены ныне действующие правила распределения маршрутов среди авиакомпаний. «Данным решением подтверждается, что авиаперевозчики не могут игнорировать положения Воздушного кодекса Украины, имеющего высшую юридическую силу по сравнению с приказами министерства», — прокомментировала решение суда старший юрист юрбюро «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Юлия Дмитриева.

«Вопросы компетенции государственных органов или действительности порядка распределения прав вообще почти не обсуждались во время этого судебного процесса», — возмущается старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук, который представлял в суде интересы Atlasjet Ukraine. По его словам, вчера Atlasjet Ukraine подала апелляцию на решение суда первой инстанции в Киевский апелляционный административный суд.

Самыми привлекательными направлениями из Украины являются маршруты на Москву, Стамбул и Тель-Авив

Напомним, что в авиационном законодательстве есть коллизия, которая позволяет каждой из сторон — Мининфраструктуры и Госавиаслужбе — считать себя правой и трактовать существующий порядок по своему усмотрению. Согласно Воздушному кодексу и действующему положению о Госавиаслужбе, именно Госавиаслужба, а не Мининфраструктуры принимает решения о предоставлении прав на эксплуатацию воздушных линий авиаперевозчикам. Но существует порядок выдачи направлений, утвержденный Мининфраструктуры, согласно которому направление выдает не Госавиаслужба, а комиссия.

Выигрывают конкуренты

Суд поставил под сомнение законность ныне действующих правил выдачи направлений. «Таким образом, с момента вступления в силу решения суда (вступит в силу, если Atlasjet Ukraine проиграет апелляцию. — «Капитал») абсолютно все украинские авиакомпании должны прекратить полеты. И ждать, пока Госавиаслужба издаст свои «авиационные правила», — говорит эксперт авиарынка Сергей Хижняк. В решении суда сказано, что утверждение правил распределения маршрутов находится в компетенции Госавиаслужбы, которая должны издать соответствующие «авиационные правила», продолжает он. Однако в системе украинского права нет понятия «авиационные правила», нет механизма их разработки, принятия и регистрации в министерстве юстиции, отмечает Хижняк.

Проигрыш Atlasjet Ukraine выгоден конкурентам, считает эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий. По словам заместителя гендиректора по коммерции онлайн-сервиса Tickets.ua Виктора Войцеховского, исторически самые привлекательные направления из / в Украину — Москва, Стамбул и Тель-Авив. По данным авиационного сайта flightmapsanalytics.com, рейсы Киев — Стамбул выполняют авиа­компании «Международные авиалинии Украины» и Turkish Airlines; Киев — Москва — МАУ, «Аэрофлот», «ЮТэйр», Wizz Air Ukraine, «Трансаэро»; Одесса — Тель-Авив — МАУ и др. «Отсутствие дополнительного конкурента позволяет сохранить доходность линии на запланированном уровне, а ввод дополнительных емкостей на рынок всегда приводил к обвалу цен и недополучению выручки всеми перевозчиками», — заключает Евгений Хайнацкий.

Напомним, что после сокращения пассажиропотока конкуренция между авиакомпаниями ужесточилась. По данным Госавиаслужбы, пассажиропоток за январь-сентябрь 2014 г. составил 8,5 млн человек, что на 27 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты прогнозируют падение в целом за год на 20‑35 %.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама