Интересы

производство

Андрей Миклашевский построил фарфоровую фабрику и прогорел из‑за отмены крепостного права

Андрей Миклашевский построил фарфоровую фабрику и прогорел из‑за отмены крепостного права
Золотые ворота при въезде в Волокитино. Современный вид

Андрей Миклашевский родился 7 июля 1801 года в селе Ярославец Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Кролевецкий район Сумской области). Его отец, действительный статский советник Михаил Миклашевский, был Волынским, затем Черниговским губернатором, а в год рождения Андрея получил пост Екатеринославского губернатора.

Разумеется, столь влиятельный человек устроил сына в элитное учебное заведение — Благородный пансион Царскосельского лицея. Кстати, в те же годы в лицее учился будущий поэт Александр Пушкин, так что молодые люди наверняка виделись. В 1819 году, окончив пансион, Андрей Миклашевский поступил корнетом в Ахтырский 12‑й гусарский полк. Через два года он уже поручик, а спустя еще три вышел в отставку в чине штабс-ротмистра.

Бесплатный труд

В 1836 году Андрей Михайлович основал в своем имении Волокитино Глуховского уезда фарфоровую мануфактуру. На столь рискованный шаг он решился после того, как в соседнем селе Полошки обнаружили залежи каолина — редкой глины, необходимой для изготовления фарфоровой смеси. Причем местный каолин, как выяснилось, обладал уникальными свойствами, позволявшими достичь высочайшего качества фарфора, по белизне и просвечиваемости приближавшегося к японскому и китайскому.

Строительство предприятия растянулось на долгих три года. За это время новоиспеченный промышленник успел жениться на 18‑летней дочери камергера Дарье Олсуфьевой. Первую продукцию Андрей Михай­лович выпустил в 1839 году, став одним из пионеров фарфоровой промышленности в Украине. Его изделия сразу же были замечены — в том же году на Промышленной выставке в Петербурге продукция Волокитинской мануфактуры получила Большую серебряную медаль.

Администраторами на предприятии работали французы — братья Август и Франц Дарт. После запуска производства Август стал технологом, а Франц — живописцем. Рабочими на фабрике были крепостные крестьяне Миклашевского, прошедшие обучение в специально созданной школе. Довольно скоро они стали квалифицированными специалистами. Особенно славились местные расписчицы фарфора — талантливые деревенские девушки, привнесшие в продукцию выразительные украинские мотивы.

Крепостные крестьяне вкалывали на предприятии без зарплаты — Миклашевский заменил им барщину (обязательные в то время бесплатные полевые работы в пользу барина) работой на мануфактуре. Этим он обеспечил бизнесу высокую доходность.

Изделия с клеймом

Волокитинская мануфактура выпускала посуду — чайные, кофейные, десертные, столовые сервизы. Все фарфоровые изделия Миклашевского помечались красным надглазурным клеймом в виде слившихся букв А и М. Также в ассортимент входили подсвечники, фарфоровые люстры, рамки для зеркал и многое другое.

Однако главной фишкой предприятия являлся выпуск малой фаянсовой скульптуры — такие изделия вполне официально называли «ляльками». Это были небольшие фигурки, посвященные исторической, романтической или бытовой тематике (например, дамы и кавалеры в костюмах различных эпох).

Особое место занимали статуэтки европейских монархов: английского короля Карла I, русских царей Петра I, Павла I и других. А французскому императору Наполеону волокитинские мастера посвятили целый сервиз под названием «Наполеон в России». Украшавшие его миниатюры изображали перипетии неудачного похода французской армии на восток.

После закрытия мануфактуры изделия с клеймом «АМ» стали представлять большую коллекционную ценность, поскольку фабрика Миклашевского успела войти в число лучших производств того времени. Она завоевала ведущее место на рынке Российской империи и выступала конкурентом Императорского фарфорового завода в Петербурге

Еще один тип волокитинских «лялек» — шаржи. Самой смешной, а потому и самой популярной из них являлась чернильница «Библиофил». Она была выполнена с гравюры французского художника Бенжамена Рубо, представлявшей собой пародию на библиотекаря-романиста Шарля Нодье.

Оперативность и успех

Предприниматель чутко реагировал на появление новых европейских трендов. Вот, например, вышел знаменитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», а по его мотивам — балет Цезаря Пу­ни «Эсмеральда». И на предприятии Миклашевского немедленно приступили к выпуску «ляльки» маленькой Эсмеральды с козочкой. Или, к примеру, в Европе стала популяр­ной статуэтка Жанны д’Арк, выполненная французской принцессой Марией Орлеанской в мраморе. Андрей Михайлович тут же запустил в производство фарфоровую копию этой статуэтки.

Продукция Волокитинской мануфактуры продавалась на ярмарках в Киеве, Кролевце, Ромнах, экспортировалась за рубеж. Ассортимент был широк, а ценовая вилка еще шире: например, статуэтка или тарелка стоили 50 коп., роскошный сервиз — от 100 до 950 руб., а камины — 500‑600 руб. Такие покупки могли позволить себе люди с достатком выше среднего, ведь дневной заработок плотника составлял в среднем 1 руб. 6 коп., а маляра, слесаря, столяра — 1 руб. 17 коп.

Впрочем, фабрика славилась не только посудой и статуэтками. На ней создавались и монументальные, технологически сложные предметы: богато украшенные дворцовые люстры, церковные паникадила, пышные картинные рамы и многое другое.

Золотые ворота

В 1848 году Миклашевский овдовел. На руках остались дочери Мария и Александра, младшей было два года. Андрей Михайлович тяжело переживал смерть своей 30‑летней супруги. От печальных размышлений спасала лишь работа. В 1849 году предприниматель вновь принял участие в Промышленной выставке в Петербурге. Его декоративные вазы завоевали Золотую медаль.

Бизнесмен мечтал превратить Волокитино в архитектурную жемчужину. И не жалел на это ни времени, ни денег. Так, въезд в усадьбу оформил своеобразно, соорудив так называемые Золотые ворота в мавританском стиле. Они состояли из трех частей: высокой центральной арки для проезда карет и двух боковых — для пешеходов. Верхушку ворот украшали зубцы. А рядом с ними возвышались шестигранные зубчатые башни.

Кроме того, Андрей Михайлович построил в Волокитино на свои средства Покровскую церковь и украсил ее уникальным фарфоровым иконостасом, в котором причудливо соединились традиции украинского барокко, вкусы местных умельцев и технические особенности изготовления крупногабаритного расписанного фарфора.

Без крепостных

В 1861 году император Александр II отменил крепостное право. И то, что обеспечивало бизнесу Миклашевского высокую доходность, привело к краху — дармовая рабочая сила разбежалась. Предприятие осталось без персонала. Увы, к новым экономическим условиям Андрей Михайлович не сумел приспособиться. Фабрику, просуществовавшую 22 года, пришлось закрыть. Это рикошетом ударило и по месторождению каолина — оно потеряло промышленное значение, объемы добычи упали до нуля.

Сразу после закрытия мануфактуры изделия с клеймом «АМ» стали представлять большую коллекционную ценность, поскольку фабрика Миклашевского успела войти в число лучших производств того времени. Она завоевала ведущее место на рынке Российской империи и даже выступала конкурентом знаменитого Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Андрей Миклашевский дожил в полном здравии и памяти до 94 лет — предприниматель умер в 1895 году. Его усадьба перешла по наследству к дочерям, а спустя два десятилетия была разграблена большевиками. Уничтожили и Покровскую церковь, разбили ее уникальный иконостас (отдельные его фрагменты хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве). В селе Волокитино, где нынче проживают не более 500 человек, сохранились лишь Золотые ворота и остатки когда‑то роскошного пейзажного парка.

Для современных коллекционеров произведения Волокитинской мануфактуры — наиболее желанный экспонат собрания. Особенно ценится фарфоровая статуэтка «Украинка» — фигурка девушки в национальной одежде. До наших дней она сохранилась всего в девяти экземплярах.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама