Бізнес

запрет

Закрытые аэропорты «ДнепрАвиа» и «Мотор Сич» откроются 16 декабря

Закрытые аэропорты «ДнепрАвиа» и «Мотор Сич» откроются 16 декабря
Фото: Иван Черничкин

Запрет для полетов в аэропорты Харькова, Днепропетровска и Запорожья продлен до утра 16 декабря. Об этом рассказал «Капиталу» председатель Государственной авиационной службы Денис Антонюк. Изначально Госавиаслужба закрыла аэровокзалы на двое суток — прошедшие субботу и воскресенье. Дальнейшее продление запрета может привести к банкротствам авиакомпаний, которые базируются в закрытых аэропортах.

Повод для ввода

Причины запрета Антонюк сообщить отказался, уточнив лишь, что все сделано «по соображениям безопасности». Не прокомментировал он и вопрос, почему не вводился запрет на полеты из киевских аэропортов. В Совете национальной безопасности и обороны, как сообщил на брифинге спикер СНБО Андрей Лысенко, о причинах запрета тоже ничего не знают.

Отсутствие официальной версии породило массу неожиданных трактовок событий. Прошедшие выходные блогосфера со ссылкой на разные анонимные источники обсуждала, что аэропорты готовят к приему грузовых самолетов из США, которые должны привезти оружие.

Эту версию в Министерстве инфраструктуры категорически опровергли. Один из чиновников на условиях анонимности сообщил «Капиталу»: «В случае поставки вооружения военными самолетами они никоим образом не помешали бы пассажирским самолетам в аэропорту. При необходимости военные самолеты могут быть разгружены на свободных дальних стоянках». Также, отмечает собеседник, разгрузка может осуществляться на отдельных военных аэродромах.

Президент ассоциации «Аэропорты Украины» гражданской авиации Петр Липовенко говорит, что версия о закрытии аэропортов для разгрузки военных самолетов НАТО исключена. Он придерживается мнения, что запрет введен из‑за риска терактов при взлете или посадке самолетов. Липовенко объясняет, что на низких высотах могут подбить воздушное судно. «Никто не хочет рисковать», — подтвердил он.

Не впервой

Нынешнее закрытие аэропортов не первое в этом году. В марте, в период российской аннексии Крыма, Госавиаслужба закрыла для полетов аэропорт Симферополя. Сейчас в этот аэровокзал стали летать исключительно российские авиакомпании и только по маршрутам в РФ. Несколько попыток организовать регулярное авиасообщение Крыма с другими странами мира потерпели фиаско. В частности, не удалось наладить полеты в Турцию и Армению.

Вторая волна закрытия аэропортов пришлась на конец весны. Во время активной фазы антитеррористической операции были прекращены полеты в аэропорты Донецка и Луганска. Тогда же наложили табу на полеты из Харькова в Москву.

68 еженедельных регулярных рейсов запланированы к выполнению в декабре из аэропорта Днепропетровска. Из Запорожья намечены 10 регулярных рейсов в неделю

Таким образом, весной Украина потеряла два аэропорта из восьми крупнейших — Симферополь и Донецк. В прошлом году они занимали третье и четвертое места с пассажиропотоком 1,2 млн и 1,1 млн человек соответственно. Луганск не входит в группу крупнейших аэропортов, пассажиропоток в минувшем году составил около 40‑50 тыс. человек.

Теряют базы

Запрет коснулся авиакомпаний, основными хабами которых являлись закрытые аэропорты, говорит генеральный директор агентства по продаже билетов «Арт-Тур» Артур Ламтюгин. Для Запорожья — это «Мотор Сич», для Днепропетровска — «ДнепрАвиа», для Харькова — «Авиалинии Харькова». Хотя для харьковского авиаперевозчика есть возможность минимизировать потери: их единственный в Украине самолет выполняет чартерные рейсы как из Харькова, так и из Киева. «Мотор Сич» и «ДнепрАвиа» больше зависят от базовых аэропортов. По данным авиационного сайта flightmapsanalytics.com, в декабре 2014 г. из аэропорта Днепропетровска должно совершаться еженедельно 68 регулярных рейсов, из которых большая часть приходится на «ДнепрАвиа» — 42. Из Запорожья запланированы 10 регулярных рейсов в неделю, при этом все приходятся на «Мотор Сич».

Не меньше других пострадает лидер отечественного авиарынка — авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ), у которой есть как чартерные рейсы из Запорожья, Харькова, так и регулярные, которые подпитывают хабовый аэропорт «Борисполь» из Харькова и Днепропетровска, продолжает эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий. Правда, МАУ может извлечь выгоду из запрета. «Большинство транзитных пассажиров подъедут [наземным транспортом] в Киев, и не нужно нерентабельные внутренние рейсы выполнять», — говорит заместитель гендиректора по коммерции онлайн-сервиса Tickets.ua Виктор Войцеховский.

Не минуют проблемы компании «ЮТэйр-Украина» и «Авиалинии Харькова», которые выполняют чартерные рейсы из этих городов в Египет, продолжает Хайнацкий. Авиакомпании не могут отменить чартерные рейсы, поскольку они предоплачены туроператором, поэтому рейсы переносят в киевские аэропорты. «Чтобы доставить туристов, организовываются трансферы, расходы за которые, как правило, несут поровну туроператоры и авиакомпания», — объясняет Хайнацкий.

С точки зрения авиаперевозчиков, трехдневное блокирование полетов не повлияет существенно на прибыльность авиакомпаний, говорит Ламтюгин. Но если закрытие неба будет продолжено на неопределенное время — эта ситуация может привести к существенным убыткам, вплоть до банкротства игроков.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама