Інтереси

искусство

Аукционный дом Christie’s провел первые торги в Шанхае. Из 42 представленных лотов самыми востребованными оказались ювелирные украшения и картина Пабло Пикассо

результаты первых торгов Кристиз в Шанхае
Фото: Reuters

Британский аукционный дом Christie’s на азиатском арт-рынке присутствует последние 20 лет, его штаб-квартиры открыты в Южной Корее, Японии, Сингапуре, Индии и Бангкоке. Однако самой привлекательной страной для работы западных аукционных домов всегда был Китай. В стране со второй по величине экономикой в мире насчитывается более миллиона долларовых миллионеров, и почти все они активно ищут альтернативные способы инвестирования. С каждым годом китайские коллекционеры все чаще появляются на торгах в Лондоне и Нью-Йорке. А внутренний антикварный рынок министерство экономики Китая в прошлом году оценило в $ 4,6 млрд.

И у Christie’s, и у Sotheby’s уже есть отделения в Гонконге, однако до последнего времени оба аук­ционных дома из‑за особенностей местного законодательства работали в Китае не напрямую, а через местных посредников, фактически продавая им права на франшизу. А вот битву за материковый Китай выиграл Christie’s. В апреле этого года руководство дома договорилось с китайским правительством о торговле напрямую, и 26 сентября состоялись первые торги в Шанхае. Главный управляющий Christie’s Стив Мерфи в официальном заявлении назвал эти торги «реализацией давно появившейся мечты».

Правда, китайская сторона выдвинула условие: на аукцион нельзя выставлять китайское искусство, созданное до коммунистической революции 1949 года — то самое, которое наиболее востребовано среди местных коллекционеров. Поэтому, по меркам Christie’s, торги вышли скромными: на них выставили всего 42 лота. За них руководство аукционного дома рассчитывало выручить $ 16 млн. Результаты оказались более впечатляющими. С молотка ушли 39 лотов — таким уровнем продаж не всегда могут похвастаться главные торги весеннего и осеннего сезонов, которые проходят в Лондоне и Нью-Йорке. А общая выручка шанхайской «распродажи искусства» составила $ 25 млн.

Западные веяния

Главной интригой торгов должны были стать пять произведений западных художников, среди которых — живописные полотна классика европейского авангарда Пабло Пикассо, известного минималистичными натюрмортами итальянца Джорджио Моранди, шелкография изобретателя поп-арта Энди Уорхола, графический рисунок современного американского художника Эда Руши, работающего в стиле поп-арт, и произведение американского классика и изобретателя кинетической скульптуры Александра Кальдера. Коллекционеры из Китая даже на крупные торги современным искусством приезжают за работами своих соотечественников. Собственно, благодаря такому вниманию азиатское искусство и стало заметным и модным на западном арт-рынке последние несколько лет. Теперь же произведения западных художников приехали к китайским коллекционерам, и предсказывать результаты никто не брался.

В итоге успехом пользовался только Пикассо. Раньше его произведения не попадали на китайский рынок, начать продажи одного из самых популярных на Западе художников в Китае руководство аукционного дома решило с небольшого полотна «Сидящий человек». Картина, относящаяся к сюрреалистическому периоду в творчестве Пикассо, ушла с молотка за $ 1,9 млн, превысив верхний эстимейт почти на миллион. Остальные произведения либо продались за цену, не дотягивающую до максимальной стартовой цены, либо, как картина Моранди, остались вовсе без покупателя.

Восточный экспресс

Зато выставленные на торги работы китайских современных художников без внимания не остались. Продались все из 16 представленных произведений. А самым успешным оказался масштабный рисунок порохом на бумаге «Дом» Цая Гоцяна. Художник, известный своими экспериментами с порохом и другими взрывчатыми веществами, создал «Дом» специально для аукциона, и работа ушла с молотка почти за $ 2,5 млн. Произведение купил китайский коллекционер, заявивший о желании передать работу в музей родного города художника — Гуанджоу. А сумма, которую он выложил и которая значительно превысила цену на Пикассо, говорит о том, что китайским коллекционерам отечественное искусство все же ближе, чем зарубежное. Исключение составляют разве что ювелирные украшения и вино. К примеру, 13 бутылок Château Lafite Rothschild из коллекции Vintage 1982 были проданы за $ 90,6 тыс. А самым дорогим лотом торгов стало колье с рубинами и бриллиантами «Бабочка». Его изготовила индийская компания Faidee из бирманских рубинов редкого оттенка «голубиная кровь», и оно ушло с молотка за $ 3,4 млн.

Результаты первых шанхайских торгов сложно назвать рекордными, они не дотягивают даже до недавних успехов Christie’s в Гонконге, где по итогам четырех весенних торгов современным азиатским искусством аукционный дом выручил $ 97,6 млн. Однако его руководство называет торги в Шанхае «важной вехой в истории дома Christie’s» и утверждает, что в Китае Christie’s задержится надолго — и чтобы заработать, и чтобы укрепить свои позиции на азиатском рынке. А насколько эти позиции крепки уже сейчас, продемонстрирует предстоящий аукцион Christie’s в индийском Мумбае. Тут торги запланированы на декабрь и также пройдут впервые.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама