Економіка

госфинансы

Россия растратила Резервный фонд

26134
Россия растратила Резервный фонд

Текущий дефицит российского бюджета, который остается намного выше запланированных 3%, становится все сложнее покрывать за счет средств Резервного фонда (РФ). Сам фонд также может быть исчерпан уже в первой половине 2017 года. Правительство расходует его со скоростью больше 2 трлн руб. в год. А к январю 2017 года в фонде останется всего лишь 0,9 трлн руб. Не оправдаются надежды правительства на доходы от приватизации и дивиденды госкомпаний — предупреждают эксперты Standard&Poor’s.

Инвесторы вряд ли захотят покупать российские активы, которые будут предложены в процессе приватизации, полагают эксперты Standard&Poor’s (S&P). Они полагают, что российскому правительству будет сложно добиться запланированного снижения дефицита бюджета. Скорее стоит ждать его дальнейшего увеличения, прогнозируют в агентстве. Дополнительный доход должны были обеспечить средства от приватизации крупных госактивов. Так, от 1 трлн до 1,5 трлн руб. в 2016–2017 годах Минфин РФ рассчитывал привлечь от приватизации ряда пакетов акций госкомпаний.

«Снижение стоимости активов на развивающихся рынках вследствие окончания сырьевого суперцикла, усугубившееся введением санкций, обусловит низкую готовность инвесторов приобретать российские активы», — отмечается в материалах S&P. Помимо этого, в компании сомневаются в фактическом увеличении дивидендных выплат. Таким образом, надежды на дивиденды госкомпаний и доходы от приватизации могут не оправдаться. «В результате лоббирования со стороны компаний фактическое увеличение дивидендных выплат может оказаться намного менее значительным, чем предполагается в настоящее время. При этом мы считаем маловероятным в краткосрочной перспективе повышение налогов в сырьевом секторе», — говорят эксперты S&P.

Тревожит состояние бюджета и Минфин. «Мы видим, что цена на нефть сегодня совершенно другая — 37–38 долл. за баррель с начала года... за год мы ожидаем около 40 долл. В этих условиях объем доходов будет меньше примерно на 700 млрд руб., чем мы закладывали изначально в закон о бюджете», — сообщил на этой неделе в Совете Федерации глава Минфина РФ Антон Силуанов. То есть бюджетный дефицит окажется на 420 млрд руб. больше изначально заложенной суммы.

В целом же по итогам первого полугодия 2016 года дефицит федерального бюджета составил 4,3% ВВП, что значительно больше обозначенного президентом РФ Владимиром Путиным ориентира в 3%. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он (дефицит. — „НГ“) возрос на 2,2% ВВП. Это связано с тем, что доходы снизились и составили 15,1% ВВП в первую очередь от снижения нефтегазовых поступлений примерно на 30%. В целом доходы сократились на 12%, доля нефтегазовых доходов снизилась до 36%», — пояснил Антон Силуанов.

По оценкам же местной Счетной палаты (СП), только за пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года общий объем доходов федерального бюджета снизился на 717,3 млрд руб. или на 13,4%. При этом нефтегазовые доходы снизились на 788,5 млрд руб. (31,9%). Рост ненефтегазовых доходов составил 71,2 млрд руб (2,5%).

Как вариант борьбы со снижающимися доходами в Минфине предлагают «максимально аккуратно» подойти к бюджетным расходам в текущем году. «Траты Резервного фонда... если и будут превышены, то ненамного — 2,2 трлн руб., не более, при условии что будут реализованы все те решения в области доходов, которое правительство выработало и будет предлагать при уточнении бюджета на текущий год», — отмечает глава Минфина. Под этими «решениями» в ведомстве, в частности, понимают в том числе поступления от приватизации и дивидендов «Роснефтегаза». Однако даже при таком «аккуратном расходовании средств» к концу года в фонде может остаться не более 900 млрд руб.

Некоторые решения властей на фоне углубления бюджетного кризиса выглядят парадоксальными. Так, в 2016 году, когда власти могут использовать Резервный фонд, они отказываются от индексации пенсий, а в 2017 году, когда фонд уже будет исчерпан, пенсии решено проиндексировать. «Председатель правительства на съезде „Единой России“ заявил о том, что в следующем году при подготовке бюджета будет обеспечено исполнение законов в части индексации пенсий, которые действовали до настоящего времени», — объявил перед сенаторами Антон Силуанов.

По действующему законодательству РФ пенсии в России индексируются с 1 февраля на уровень инфляции предыдущего года. Но в 2016 году пенсии для неработающих пенсионеров в РФ были проиндексированы лишь на 4%. Фактическая же инфляция в 2015 году составила 12,9%. К тому же власти пока так и не приняли окончательного решения по доиндексации пенсий в текущем году, обещая рассмотреть такую возможность исходя из итогов первого полугодия в экономике. В 2017 году пенсии обещают проиндексировать на 5,9%.

Однако в условиях сокращения резервов, падения доходов бюджета такие обязательства, очевидно, выполнить будет очень сложно. В качестве одного из решений проблемы в Минфине видят возможность дополнительных заимствований на внутреннем рынке. «Если мы почувствуем необходимость дополнительно привлекать ресурсы, то те средства, которые мы не привлекли на внешних рынках, мы сможем занять на внутреннем», — пояснил агентству RNS министр финансов. Он уточнил, что в этом случае займы на внутреннем рынке будут произведены в рублевом эквиваленте в объеме, соответствующем объему невыполненных внешних заимствований. То есть речь идет о сумме в 1,25 млрд долл.

Выход из бюджетного кризиса российским властям придется искать не только за счет замораживания расходов и внутренних заимствований, но и за счет увеличения доходов. О чем периодически сообщает и западная пресса. В конце прошлой недели агентство Bloomberg со ссылкой на источники в правительстве писало о возможном повышении налога на добавленную стоимость (НДС) при одновременном снижении страховых взносов. Источники Bloomberg объясняли, что такая новая налоговая реформа дополнительно принесла бы в казну 9 млрд долл. О другом возможном увеличении фискальной нагрузки сообщала ранее и газета Wall Street Journal. В мае издание со ссылкой на источники в кабмине сообщало, что власти РФ рассматривают возможность повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и НДС после выборов президента в 2018 году.

Последствия исчерпания Резервного фонда могут быть тяжелыми, полагают эксперты. «Возможное сокращение Резервного фонда с 3,6 трлн руб. в начале 2016 года до 900 млрд руб. к концу года, на мой взгляд, подействует отрезвляюще на формирование расходной части бюджета на 2017 год», — предполагает замгендиректора компании «ФинЭкспертиза-Капитал» Эмилия Сибирева. Исчерпание фонда приведет к необходимости серьезного секвестра большинства бюджетных затрат, соглашается директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. В первую очередь будут сокращаться затраты по статьям «Национальная экономика», «Образование» и «Жилищно-коммунальное хозяйство». «Наиболее же защищенными до выборов 2018 года будут статьи «Социальная политика» и «Здравоохранение». Незначительно могут быть сокращены расходы по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», — считает эксперт.

«Для пополнения бюджета можно использовать и приватизацию, и повышение налоговой нагрузки, и запуск „печатного станка“, и внутренние заимствования. Даже внешние заимствования не исключены, хотя возможности явно ограничены», — перечисляет доцент Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков.

Рост бюджетного дефицита заставит наращивать заимствования, но привлекать «внешние» деньги по-прежнему будет сложно, уверен гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Рост внешних и внутренних займов для покрытия дефицита может выступить катализатором роста инфляции в 2017 году», — напоминает Сибирева.

«Нежелание приватизировать госкомпании по „сегодняшним“ ценам и сложности с привлечением внешних займов оставляют единственный выход — повышение налоговой нагрузки и резкое сокращение затрат», — говорит Коптелов.

В то же время, по мнению некоторых экспертов, сокращение Резервного фонда не следует драматизировать. «Так называемое исчерпание Резервного фонда не представляет какой-либо серьезной экономической проблемы», — уверен бывший советник президента Андрей Илларионов. РФ — это лишь часть международных резервов страны — наряду с Фондом национального благосостояния (ФНБ), а также с другими резервами, напоминает он. «Конкретное распределение всех золотовалютных резервов страны между их отдельными частями (счетами, фондами) есть результат субъективных бюрократических решений суверена. И даже в том случае, если РФ будет разделен на части, полностью исчерпан, закрыт, объединен с ФНБ, влит в другие фонды, никакого особого экономического смысла (ни кризиса, ни катастрофы, ни великой победы) в этом не будет», — полагает Илларионов. Об этом, по оценке эксперта, говорит и общий объем международных резервов, и его динамика. Так, на 17 июня объем международных резервов достиг почти 400 млрд долл. То есть, считает эксперт, даже в случае увеличения бюджетного дефицита до 5% ВВП его финансирования только за счет международных резервов хватит на 7 лет.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама