Економіка

перспективы

Дальнейшее повышение цен на бензин возможно еще до Нового года

29081
Дальнейшее повышение цен на бензин возможно еще до Нового года

За сутки цены на бензин и дизельное топливо повысились на 11-50 копеек за литр на автозаправочных станциях большинства сетей, в том числе — AMIC, KLO, SUN OIL, «Автотранс», «Надежда», «Азовнефтепродукт», «Татнефть», «Укр-Петроль». Это повышение стало продолжением подорожания начала недели, когда на 40-50 копеек цены повысили сети группы «Приват», WOG, ОККО, SOCAR, KLO, «БРСМ-Нафта» и других.

По данным «Консалтинговой группы А-95», по состоянию на вторник средняя цена 1 литра А-92 составляла 22,83 гривни (за сутки он подорожал на 9 копеек), 1 литр А-95 — 23,57 гривни (цена повысилась на 7 копеек), премиальные марки А-95 подорожали до 24,94 гривни, а дизельное топливо — ДТ — 21,13 гривни (последние подорожали на 8 копеек).

Нефть виновата

По словам заместителя директора по специальным проектам НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, повышение цен было прогнозировано еще месяц назад. Собственно, повышение началось еще в первые две недели декабря, и теперь, после небольшого перерыва, просто возобновилось. Эксперт пояснил, что топливо на автозаправках начало дорожать после того, как пошли вверх цены на оптовые партии топлива на границе Украины и были закуплены новые партии на период новогодних праздников — после этого стало очевидно, что цены не удержатся на месте.

Причина повышения цен на нефтепродукты на границе — в повышении котировок Platts и роста цен на нефть. Ну а нефть, по мнению Геннадия Рябцева, подорожала в результате успешной информационной кампании — крупнейшие производители нефти, включая страны ОПЕК и не входящие в этот картель страны в конце ноября-начале декабря договорились сократить добычу в первой половине следующего года, что должно по задумке авторов идеи этого сокращения, должно повысить цены на «черное» золото.

В повышении цен на топливо виноваты и длительные праздники — нефтетрейдерам нужно было получить до 10% дополнительной гривневой выручки от продажи топлива, чтобы сформировать запасы топлива на длительные новогодние выходные, когда деловая активность замирает. Кроме того, белорусские поставщики топлива с 12 декабря перешли на выполнение контрактов по декабрьским котировкам, которые выше ноябрьских на 35 долларов за тонну, что составляет 5-7%.

Дешевле не будет

Нынешнее повышение цен на нефтепродукты на украинских заправках может быть не последним в этом году. По мнению Геннадия Рябцева, у топлива еще есть потенциал для роста цены на 30-60 копеек за литр. Сдерживающим фактором может стать «мертвый» сезон новогодних праздников, когда потребление топлива традиционно падает и нет закупок топлива в больших объемах.

Если прогноз сокращения добычи нефти не оправдается, и цена на него поползет вниз, это все равно не приведет к удешевлению топлива в Украине, считает Геннадий Рябцев. Во-первых, нет никаких положительных ожиданий от курса гривни, а именно курс является одним из самых главных факторов, влияющих на цены топлива. Кроме того, с 1 января унифицируется взимание акциза с дизельного топлива — если раньше он отличался для разных экологических классов топлива, то теперь он будет единым. В связи с этим дизельное топливо может подорожать приблизительно на 60 копеек за литр уже после Нового года.

Автомобилисты должны молиться на гривну

Геннадий Рябцев считает, что в ближайшее время цены будут определять несколько факторов, среди которых — динамика котировок нефтепродуктов на европейских площадках: если в Европе цены меняются на 3%, то это означает, что в Украине появляются предпосылки к изменению в ближайшие две недели цен на 30 копеек.

Кроме того, по мнению эксперта, влиять на цены на бензин в Украине будет и то, как решится неопределенная ситуация с поставками российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Речь идет о конфликте, который начался еще в апреле этого года — Беларусь, ссылаясь на устные договоренности с Россией, в одностороннем порядке начала платить за российский газ не 132 долларов за 1 тыс. кубометров, а 73 доллара, и к сентябрю у нее накопился долг в размере 340 млн. долларов. Из-за этого Россия в третьем квартале сократила поставки нефти в Беларусь с 5,3 до 3,5 млн. тонн, а в четвертом квартале планировала урезать поставки еще на 0,5 млн. тонн.

И конечно же, одним из главных факторов, влияющих на цены на топливо в Украине, остается курс гривни — ослабление курса на 1 гривну в двухнедельном усреднении означает, что на заправках топливо может подорожать на 60-70 копеек.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама