Політика

основной закон

Украина может вернуться к парламентской республике, но может получить и сильную президентскую власть

Украина может вернуться к парламентской республике, но может получить и сильную президентскую власть
Как ни всматривался Леонид Кравчук в представленные Конституционной ассамблеей наработки, конкретики в них не увидел
Фото: Алексей Солодунов

Вопреки предварительным заверениям председателя Конституционной ассамблеи Леонида Кравчука проект концепции изменений в Основной закон не представлен широкой публике ни до заседания, ни после него, правда, в четверг на короткое время появился на президентском сайте. Сам Леонид Кравчук пояснил решение не предавать огласке документ необходимостью его доработки. «Мы новеллы назовем тогда, когда проголосуем за концепцию. Преждевременно высказывать вам свои идеи не можем», — подчеркнул он.

На заседании КА в адрес концепции прозвучали критические замечания, связанные с тем, что предложения по отдельным разделам носят слишком общий характер. Кроме того, в процессе обсуждения выяснилось, что рекомендации некоторых комиссий в проекте отражены не в полной мере. «То, что предлагалось комиссией, отличается от того, что записано в этом документе», — заявил председатель комиссии по вопросам осуществления народовластия Анатолий Селиванов. При этом руководство КА заверило его, что все мнения будут учтены.

Члены КА также высказывали недовольство тем, что отдельные наработки комиссий не согласованы между собой, а в процессе заседания лишь представлены изменения, предлагаемые в разделы Конституции, однако как таковое обсуждение документа не состоялось.

Имеющиеся наработки

«Капиталу» удалось ознакомиться с одной из последних редакций проекта концепции. В ней отражены те позиции, о которых ранее уже сообщалось: передача Верховной Раде от президента полномочий по формированию Кабинета министров, введение запрета на изменение избирательного законодательства за год до выборов и внесение соответствующих изменений 2 / 3 состава Рады, изменение порядка формирования Высшего совета юстиции, лишение парламента полномочий назначать судей.

Другие новшества, предлагаемые КА: введение института народной законодательной инициативы и института народного вето, при этом принятые на референдуме решения не будут требовать утверждения другими органами государственной власти, разделение законов на обычные и конституционные, лишение прокуратуры функций досудебного следствия и общего надзора, детализация механизмов защиты прав человека и расширение их перечня.

Кроме того, предполагается переход к трехуровневой системе территориального устройства с таким делением: регионы, районы и общины. Функции местных государственных администраций сводятся к контролю за выполнением решений органов местного самоуправления.

Дальнейшие действия

В связи с тем что представленный проект получил множество критических замечаний от членов КА, сроки работы над изменениями Конституции были сдвинуты на три месяца. При этом, возможно, еще до конца октября, состоится заседание КА, на котором обсудят наиболее дискуссионные моменты. «Я не исключаю, что и до этого может быть проведено заседание Конституционной ассамблеи», — говорит секретарь КА Марина Ставнийчук.

Вместе с тем в окончательный вариант концепции могут быть внесены значительные правки, и даже после утверждения документа подходы к организации государственной власти могут существенно поменяться.

По словам руководителя комиссии КА по вопросам организации государственной власти Андрея Ермолаева, помимо изложенного в проекте варианта разделения полномочий между президентом, парламентом и правительством на заседаниях комиссии обсуждались еще три возможных подхода, которые будут отражены в дополнениях к концепции.

«Второй вариант, по сути, парламентский, где президент превращается в ритуальную фигуру скорее представительского характера. Третий вариант тоже носит черты смешанной модели, но предполагает глубокую реформу парламента, появление двухпалатного парламента. Четвертый вариант предусматривает переход к сильной президентской республике, где президент — руководитель и исполнительной вертикали», — рассказал Андрей Ермолаев.

Напомним, в июне исполняется год с начала работы Конституционной ассамблеи. За это время она провела четыре заседания.

Отметим, 1 октября 2010 г. Конституционный суд признал не отвечающим Конституции закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 г. в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия. Упомянутые изменения усиливали роль парламента и правительства в структуре государственной власти.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама