Мнения

макроэкономика

Касательно потребительской инфляции в феврале 2018

Касательно потребительской инфляции в феврале 2018

Госстат Украины обнародовал информацию о потребительских ценах за февраль текущего года. Инфляция на потребительском рынке в феврале 2018 по сравнению с предыдущим месяцем составила 0,9%. Таким образом, в феврале наблюдалось замедление темпов роста цен на потребительском рынке по сравнению с январем, когда этот показатель составлял 1,5%. Однако, темпы роста цен остаются высокими. За два месяца 2018 потребительская инфляция составила 2,4%.

По сравнению с предыдущим месяцем в годовом измерении также зафиксировано незначительное замедление инфляции — с 14,1% (январь 2018 к январю 2017 года) до 14% (февраль 2018 по февраль 2017 года).

Базовая инфляция в феврале 2018 по сравнению с предыдущим месяцем составила 0,6%, по сравнению с февралем 2017 — 9,7%, за январь-февраль текущего года — 1,3%.

Если сравнивать с январем текущего года, в феврале больше всего выросли цены на следующие группы товаров и услуг:

  • «транспорт» — 1,5% (в основном это произошло вследствие увеличения стоимости проезда в автодорожном транспорте на 2,7% и рост цен топлива и масел на 2,2%)
  • «алкогольные напитки и табачные изделия» — 1,4% (алкогольные напитки подорожали на 0,7%, табачные изделия — на 2,1%)
  • «предметы домашнего обихода, бытовая техника и текущее содержание жилья» — 1,3%
  • «здравоохранение» — на 1,1% (вызвано ростом цен амбулаторных услуг на 1,6% и фармацевтической продукции, медицинских товаров и оборудования на 1%).

По группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки» цены в феврале текущего года по сравнению с январем увеличились на 1%. В структуре группы больше всего выросли цены на фрукты (6,8%), рыбу и продукты из рыбы (на 2,4%). Высокими темпами также росли цены на хлеб (1,6%) и овощи (1,5%). В то же время зафиксировано снижение цен на яйца (на 1,6%) и сахар (0,7%). В целом, в феврале 2018 по сравнению с январем зафиксировано повышение цен на 11 из 14 составляющих в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки».

Рост цен по группе «жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива» остался на том же уровне, который был зафиксирован в января 2018 года — 0,4%.

За указанный период снизились цены по группе товаров «одежда и обувь» — на 2,8%.

Цены за январь-февраль 2018 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 14,1%. Больше всего выросли цены алкогольных напитков и табачных изделий — на 20,4%. Повышение цен на продукты питания и безалкогольные напитки составил 17,6%, на рестораны и гостиницы — 16,9%, на транспорт — 16,8%. Услуги образования подорожали на 15,3%.

В разрезе отдельных товаров и услуг в январе-феврале 2018 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше выросли цены на:

  • содержание домов и придомовых территорий — на 52,4%
  • фрукты — на 41,6%
  • яйца — на 38,3%
  • электроэнергия — на 28,1%
  • мясо и мясопродукты — на 28,1%
  • топлива и масла — на 21,9%
  • автодорожный пассажирский транспорт — на 21,8%
  • водоснабжение — на 21,7%
  • молоко — 19,7%
  • хлеб — 19,3%.

Таким образом, наблюдается серьезное увеличение цен на товары и услуги во всех социальных важных группах. Это негативно влияет на уровень жизни граждан Украины. Правительству нужно срочно обратить на это внимание и принять неотложные меры по предупреждению роста цен в этой категории.

Единственным продуктом, цены на который за два первых месяца текущего года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, является сахар (уменьшение на 10,6%).

Таким образом, общая ситуация с динамикой потребительских цен в Украине в течение последних шести месяцев остается сложной, даже несмотря на то, что базовая инфляция за этот период имеет постепенный нисходящий тренд.

Меры воздействия на инфляцию, используемые Правлением НБУ, не в полной мере дают положительный эффект. Причины этого заключаются как в факторах, находящихся в пределах компетенции НБУ, так и за пределами компетенции Нацбанка. В частности, следует отметить такие факторы, вызывающие высокую потребительскую инфляцию:

  • высокий уровень монополизации экономики, что не способствует ценовой стабилизации вследствие низкой конкуренции;
  • импортируемая инфляция (в первую очередь, вследствие роста мировых цен на нефть);
  • перенос эффекта повышения учетной ставки на потребительские цены (из-за повышения стоимости кредитования, которое связано с увеличением учетной ставки);
  • влияние сезонной девальвации гривны (декабрь 2017 — январь 2018);
  • существенный рост производственных затрат (в Украине наблюдается преимущественно инфляция предложения, а не спроса).

Складывается ситуация, при которой приоритетная цель НБУ по снижению потребительской инфляции до 6 ± 2 п. п. в текущем году, как это определено Основными принципами денежно-кредитной политики на 2018 рек и среднесрочную перспективу, скорее всего, достигнута не будет. Поэтому Совет Национального банка Украины на одном из ближайших заседаний планирует рассмотреть вопрос о соответствии Основных принципов денежно-кредитной политики на 2018 фундаментальным требованиям текущего социально-экономического состояния Украины.

Выводы

Еще раз подчеркиваю целесообразность пересмотра политики ценообразования на продукты питания. Целесообразно снизить ставку НДС на пищевые изделия; ввести по аналогии с европейскими странами максимальные торговые наценки: максимальная наценка на продукты не должна превышать 15% от цены производителя, а на обычные товары — не более 30%. На импортные товары — не более 30% от цены, указываемой на таможне.

Нужно проводить политику, направленную на увеличение конкуренции, реформирование жилищно-коммунальной сферы с целью предотвращения роста тарифов, не обусловленных повышением качества услуг, структурную перестройку экономики с целью снижения ее зависимости от внешних рынков. Такие меры направлены не только на снижение инфляции, но и на обеспечение условий для долгосрочного роста экономики.

Анализируя последствия решения правительства об отмене регулирования цен на продукты питания, считаю его преждевременным, поскольку в условиях монополизированной экономики Украины оно привело к повышению темпов инфляции. Считаю целесообразным возобновление работы Государственной ценовой администрации, которая на этапе перехода экономики Украины от рецессии к росту осуществляла бы контроль за ростом потребительских цен и ценообразованием, на которое в настоящее время рынок имеет очень одностороннее специфическое влияние.

Влияние НБУ на уровень инфляции существенное, но оно не имеет определяющего значения. Денежные отношения не оторваны от других сфер экономической жизни. Действия, проводимые в рамках возможностей Нацбанка, без других комплексных мер не дадут должного эффекта. Повышение ставки рефинансирования — а это главный инструмент Нацбанка в борьбе с инфляцией — в условиях монополистической структуры рынка не обеспечит снижение инфляции до установленных годовых целей, поскольку производители-монополисты поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения с целью обеспечения контроля над ценообразованием. Утверждения, что мы достигнем поставленных целей в среднесрочной перспективе, являются несколько призрачным, потому что чем дальше мы будем двигаться, тем дальше эта перспектива удаляется.

Инфляция в Украине не является исключительно монетарным феноменом. В целом, инфляция — явление многофакторное. У нее немало составляющих. Если разделить составляющие на монетарные и немонетарные, то именно немонетарных, вероятно, окажется больше. И пренебрегать вкладом немонетарных составляющих в рост цен нельзя. Например, тарифы национальных естественных монополий и инфраструктурных монополистов влияют на уровень цен в нашей стране. Влияет на цены и стоимость энергоресурсов, которые мы преимущественно импортируем. Может ли Нацбанк способствовать сдерживанию роста тарифов отечественных инфраструктурных монополистов или влиять на мировые цены на нефть, газ или уголь? Вопрос риторический. Не снимая ответственности с Нацбанка касательно инфляционной динамики, призываю быть более корректными в оценках причин роста цен в Украине.

Сильное влияние на рост потребительских цен оказывают факторы, которые не подконтрольны НБУ. Среди них, вместе с отменой регулирования цен на продукты питания, — рост административно регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, увеличение цен производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Эти факторы действуют на стороне расходов, поэтому НБУ ограничен в противодействии росту цен. Для снижения инфляции Нацбанк вынужден повышать учетную ставку, но в период выхода экономики из кризиса это может привести к росту стоимости кредитов и уменьшению объемов кредитования экономики. Потенциал положительного влияние увеличение учетной ставки на сдерживание инфляции в условиях инфляции предложения ограничен.

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама