Думки

политика

Об использовании политтехнологий на выборах в Украине

Об использовании политтехнологий на выборах в Украине

Полевая политтехнолгия появилась и начала развиваться в Украине в конце восьмидесятых годов прошлого века. Возникнув на обломках перестроечного социализма из всевозможных дискуссионных клубов, неформальных объединений и просто из любителей — самоучек, наука побеждать на выборах развивалась с ноля.

Высокие требования заказчиков и довольно приличная оплата стимулировала профессиональных политтехнологов разрабатывать базовые основы подготовки и ведения кампании, придумывать эффективные технологии, искать свежие решения и креативные подходы.

Организация выборов порой превращалась в подобие командной игры в шахматы или даже «Игры в бисер» Г. Гессе. Учитывались различные базовые составляющие, разрабатывались оригинальные ходы, отслеживалось изменение ситуации и внедрялось оперативное реагирование. Менталитет, культурные, религиозные, бытовые традиции избирателей центральной Украины существенно отличались от жителей промышленных регионов. Север Черниговской области отдавал предпочтения не тем политсилам, за которые голосовал юг. В некоторых районах Закарпатской области решающее влияние оказывали власти Венгрии, а в областях западной Украины — служащие греко-католических церквей. Кто-то делал ставку на высокую явку пенсионеров, кто-то пытался выиграть за счет молодёжи.

Были и слабые, случайные команды с красочными идеями, встречались и аферисты. При этом честный, ответственный, но не достаточно профессиональный и опытный штаб мог провалить перспективную политсилу или политика из ТОП-лидеров. Так, по моему мнению, в 2006-ом году лозунг «Украине нужен Литвин» был явно ошибочен. При том, что умный, спокойный и опытный политик имел в тот период достаточно высокий рейтинг, в кабинках для голосования избиратель в расколотой стране делал выбор не в пользу умных. В последний момент он ставил отметку напротив тех, кто мог его защитить от «донецких бандитов» или, наоборот, от «выжженой земли, которая останется после Юли и Вити». Не смогла закрепиться в Парламенте и областных советах СДПУ(о), возглавляемая умными, ресурсными и публичными политиками; ушел со сцены Тигипко, честно занявший третье место в президентской гонке 2010 года.

Присутствуют в политической жизни также телевизионные технологи. Официально они возглавляют всевозможные институты, фонды, центры и пр. Но политики в штабы их работать не приглашают, а ставят задачи более приземленные: программирование избирателей под заказ. Порой такое программирование имело ошеломляющий успех. Особенно при поддержке зарубежных организаций.

Мастерство и умение профессиональных организаторов выборов оттачивалось, как правило, и в Украине, и России. В конце концов, стали строиться приблизительно на определенных алгоритмах:

1. Выбор партии или политика.

2. Задача, которая ставилась на выборы..

3. Имеюшиеся ресурсы.

4. Социология.

5. Электоральная история.

6. Паспорта территории: предприятия, организации, места агитации, лидеры общественного мнения и т.д.

7. Исходя из всего этого и некоторых других данных, разрабатывалась стратегии ведения избирательной кампании.

8. Тактика ведения выборов базировалась на стратегии и включала в себя, собственно, всю кампанию.

9. Отдельно решалась задача защиты результатов выборов.

10. Последним пунктом было награждение непричастных и наказание невиновных. Традиция.

Некоторые политические силы делали упор на рекламные акции, некоторые — на создание и развитие структуры. Но суть сводилась к одному убедить любым способом, всеми возможными методами избирателя в том, что их кандидат самый достойный, а оппоненты принесут «мерзость и запустение».

Конечно, о честности и достоверности подаваемой населению информации речь в штабах шла не всегда, принципы нравственности и морали отходили на второй план. Политики в борьбе за власть использовали, различные технологии набора и отьема голосов. Как в рамках Закона, так и такие, которые противоречили законодательству.

Так в политику прочно зашли «грязные технологии»: массовые вбросы откровенного вранья, смешанного с полуправдой. Грязь полилась с экранов телевизоров, через сеть Интернета и печатные СМИ, от двери к двери. Темы выпячивались, факты искажались, проблемы и события замалчивались в угоду политикам.

Со временем опыт, накопленный партиями, политиками и технологами, показал, что затрата ресурса на классическое ведение кампании менее эффективно, чем простой подкуп избирателей. Если в раздаче продуктовых пайков, сувениров с символикой, ремонте подьездов, строительстве детских площадок и пр. не было ничего предосудительного, то дальнейшая деятельность избранника позволяла ему «отбить» затраченное, а его сторонникам не раз пожалеть о своем выборе. Следует признать, что ловкий избиратель быстро сориентировался. Жители округов, в свою очередь, стал выдвигать требования к кандидатам и партиям (ремонт дорог, восстановление освещения улиц и др), а голосовали далеко не всегда за тех, кто потратил ресурсы на благоустройство..

В дальнейшем выяснилось, что для получения нужного результата дешевле и эффективней стимулировать членов избирательных комиссий и оплачивать работу специальных групп, которые бы действовали в согласовании с комиссиями. Конечно, по-прежнему необходимы были рекламные ролики, наглядная агитация, листовки, встречи с избирателями, палатки, сувениры. Но более важным стало финансирование специальных проектов («косынка», «карусель», вброс бюллетеней, голосование на дому и пр.), которые позволяли приобрести дополнительные голоса незаконными способами.

Так появились аномальные избирательные участки, территории и области. Например, явка в день голосования зачастую была просто нереальной, а, с учетом избирателей выехавших из областей на заработки и обучение, просто фантастической.

Поначалу это явление носило точечный характер: кандидат в депутаты местного совета, в городские головы. Неизбежно все больше акцент работы штабов стал смещаться от привлечения команд технологов — специалистов по агитации и полевой работе к взаимодействию с представителями власти на местах, хозяевами крупных предприятий и учреждений. Как для использования админресурса, так и для управления работой избирательных комиссий.

Точки стали разрастаться в пятнышки, пятна соединялись в ручейки. К 2004-ому году ручейки уже впадали в озера. Согласно официальным данным ЦВК территории с высокой безработицей и закрывающимися школами удивляли явкой до 90% и выше; за Януковича во втором туре президентских выборов в 2004-ом и 2010-ом годах голосовало людей меньше, чем в первом. Были участки, на которых, по официальным данным за этого кандидата не голосовали даже его представители в комиссиях и наблюдатели. То ли одумались ко второму туру, то ли проколы следовало бы проверить. Не на много лучше обстояли дела у Ющенко в Донецкой и Луганской областях.

Помимо нереально высокой явки специалистами отмечались и странная, массовая любовь на территориях к одному из политиков или к одной из политической силе, необьяснимый рост активности избирателей сельских районов после пяти часов вечера и другие аномалии.

На смену шахматному мастерству в стране стал приходить «конкурс рек и озер». С востока текли одни, с запада — прямо противоположные, с юга вливались свои «ручейки», открывались «роднички» в центральных районах. Отдельной жизнью жил избирательный Киев.

По мере настойчивого и успешного продвижения украинских властей к первому месту среди коррумпированных государств, акценты работы с комиссиями стали смещаться с участков и округов в Киев, в ЦВК. Некоторые удивляются тому, что после 2014 года члены ЦВК не меняются согласно действующему законодательству. А удивляться не надо. Надо открыть сайт ЦВК и ознакомиться с официальными данными выборов 2014-го года. Напомню, что к этому времени страна прочно встала на европейский путь развития.

Итак, внеочередные выборы президента Украины. Ориентировочное количество избирателей в Донецкой области 3 290 000 человек. Внесено в списки для голосования 745 500, проголосовало 115 800, получили бюллетени 112 600 (?). Явка по области 15%. Легко понять, что около двух с половиной миллионов избирателей области в статистику не попали. Как и все избиратели (полтора миллиона человек) АРК. Аналогично с Донецкой велся подсчет в Луганской области

Очень интересны данные на сайте ЦВК по голосованию в зарубежных округах. Внеочередные выборы президента Украины 25 мая 2014 года. Чехия, на двух действовавших участках проголосовало 5 334 избирателя. Но особенно уникальна в этом отношении Италия: на трех участках проголосовало 16 282 человека! Свыше 5 тысяч человек пришли, приехали на каждый участок, отстояли неимоверную очередь и проголосовали. Совершенно нереальные показатели производительности труда были в этот день и в следующуюночь у дипломатов-членов комиссий (в Украине нет участков, на которых числится свыше 2 500 избирателей)! На предыдущих выборах президента на тех же трех участках в Италии голосовало 2 772 избирателя.

Неприкрытые манипуляции можно увидеть и в графе «голосование по месту пребывания» — голосование на дому. Например, во время выборов в Раду в 2014 году на участке 260288 (округ № 85 Ивано-Франковская область) в одну выездную урну опустили (точнее — умудрились затолкать) 166 бюллетеней, на участке 26325 — даже 174. И таких нереальных данных на сайте ЦВК можно увидеть сотни по стране: явка избирателей на отдельных территориях (свыше 80%), количество испорченных бюллетеней в мажоритарных списках, и даже время сдачи протоколов.

Безусловно, эти и подобные им аномалии возможны только на уровне Центральной Избирательной комиссии при содействии силовых структур и только по согласованию с международными организациями.

Кратко остановимся и на роли государственных и «независимых» международных организаций, а также СМИ в развитии политтехнологической мысли в Украине.

Именно зарубежные специалисты научили проектам «от двери к двери», тактике «семи касаний», доставке своих в день голосования на избирательный участок и некоторым другим вещам. Интересные и эффективные технологии при правильном использовании.

Но только в Украине послы иностранных государств выходили на площади поддержать митингующих, а после визита иностранных должностных лиц растут рейтинги отдельных партий и фронтов. Австрийская клиника лечила Ющенко, немецкая-Тимошенко. Технология клиник. Именно от «независимых международных организаций» пришло в 2004-ом и прочно укрепилось требование к протестующим против «злочинной влады» выставлять в первые ряды шествий молодых девушек с цветами или без, но обязательно в белых свитерах или с белыми шарфиками: телекартинка «кровь на белом» очень впечатляет телевизионную аудиторию.

Таким образом, на первых этапах перед политтехнологами стояла понятная задача выявить свой электорат и застолбить его; сагитировать неопределившихся и колеблющихся, а также опорочить оппонента, размыть его электорат и пр. Использовались различные, честные и не совсем приемы.

Сегодня в Украине выбор избирателя играет все меньшую и меньшую роль на результаты официального сайта Центральной Избирательной комиссии. На смену классическим политтехнологам приходят очень жесткие технологи из силовых структур различной подчиненности.

Все более определяющим становится зарубежное управление результатами выборов.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Олег Капустин 03 июня 2018, 23:17

Неужели Петро снова "выиграет" выборы? О Боже, сколько это будет продолжаться?

1
реклама
реклама