Економіка

правила игры

Мининфраструктуры отстраняется от согласования тарифов на проезд в общественном транспорте

Министерство инфраструктуры не хочет заниматься утверждением порядков расчета тарифов на проезд в общественном транспорте. Накануне оно обнародовало законопроект, предлагающий изменения в законы об автомобильном и городском электрическом транспорте. В случае принятия этих поправок муниципальным властям придется согласовывать методику расчета с местными органами исполнительной власти — областными и городскими государственными администрациями, а не с профильными министерствами, как это было раньше.

Министерские маневры

Предложение Мининфраструктуры поделиться полномочиями с регионами обусловлено неэффективным субсидированием из городских бюджетов. Речь идет о невозмещенных транспортным предприятиям расходах по перевозкам льготных категорий граждан. В результате столичное КП «Киевпастранс», например, получило в 2012 г. почти 240 млн грн убытка. Принятие документа позволит внедрить инновационный способ расчета тарифов, а значит упростить их пересмотр, говорится в аналитической записке к проекту закона. Аналитик Ассоциации городов Украины (АГУ) Ярослав Рабошук говорит, что министерская инициатива — не что иное, как децентрализация полномочий. Иными словами, Мининфраструктуры передает функции по управлению тарифной политикой на места, но сохраняет при этом контроль за тарифами через областные департаменты при обладминистрациях.

Любопытно, что незадолго до обнародования законопроекта Мининфраструктуры зарегистрировало в Министерстве юстиции приказ, согласно которому изменение тарифов на услуги городского электротранспорта местным властям не нужно согласовывать с Мининфраструктуры и Минэкономразвития и торговли. «Согласование не является целесообразным, поскольку органы местного самоуправления имеют возможность самостоятельно решать данные вопросы.

240 млн гривен убытка получило в 2012 г. столичное КП «Киевпастранс» из‑за перевозки льготников

Согласование лишь вносит дополнительные преграды бюрократического характера», — говорилось в пояснении к декабрьскому приказу министерства. Теперь, предложив согласовывать порядок расчета тарифов на областном уровне, министерство несколько нивелировало ранее предоставленные городам преференции. По сути, полномочия по установлению тарифов у муниципалитетов остались, но рассчитывать стоимость проезда можно будет только по схеме, которую одобрят в облгосадминистрациях. Таким образом, лишь два города — Киев и Севастополь, управление которыми осуществляют городские государственные администрации, — смогут пересматривать тарифы без лишних согласований.

«Замороженный» тариф

Экономически обоснованный тариф рассчитывается на основе полной себестоимости перевозок всех категорий пассажиров, плановой прибыли, прогнозируемого объе­ма перевозок. При этом до недавнего времени были существенно ограничены возможности городов в повышении тарифов на проезд, которые по всей стране давно не соответствуют экономически обоснованному уровню.

«Яркое подтверждение этому — внешний вид и техническое состояние троллейбусов. И если в Киеве их хоть изредка обновляют, то в других городах, где существуют программы обновления парка, денег на закупку транспорта нет. Средства на приобретение электротранспорта должны закладываться в тариф, но сейчас он убыточный», — говорит Рабошук. Об экономически необоснованном тарифе на проезд регулярно заявляют руководители столичных транспортных предприятий — КП «Киевпастранс» и КП «Киевский метрополитен».

Не получая в полном размере компенсаций за перевозку льготников, предприятия практически убедили городские власти повысить расценки на проезд до с 2 грн до 3 грн. Упразднение процедуры согласования тарифов с министерскими чиновниками должно было ускорить этот процесс. Однако после принятия бюджета на 2014 г. КГГА отказалась от этих планов. В прошлом году сложности с повышением стоимости проезда в метро до 3 грн испытали власти Харькова, с трудом убедившие ответственные министерства в необходимости пересмотра тарифов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама