Інтереси

маршруты

Рэк-дайвинг — возможность увидеть затонувшие корабли, находящиеся на морском дне десятилетиями

Рэк-дайвинг — возможность увидеть затонувшие корабли, находящиеся на морском дне десятилетиями
Один из самых популярных объектов для рэк-дайвинга — британский корабль Thistlegorm, затонувший в октябре 1941 года возле Египта

Легенды о затонувших кораблях и несметных сокровищах всегда будоражили воображение искателей подводных приключений. Таким мало погружений к рифам и коралловым островам. Страстные поклонники рэк-дайвинга (от англ. «wreck» — потерпеть кораблекрушение) предпочитают изучать затонувшие объекты, которых в море в избытке — от кораблей до танков и самолетов.

По словам PR-директора компании Pronto Film Марии Лебовки, наибольшее впечатление на нее произвело погружение на немецкое судно, ушедшее на дно в 1943‑м после атаки советской подводной лодки возле Евпатории. Корабль находится на глубине более 30 м, он отлично сохранился: трюмы, все внутренние помещения, каюта боцмана, каптерка, транспортировавшиеся тогда грузы, боеприпасы, автомобиль. «Самым впечатляющим зрелищем стали газеты. Меня поразили стопки номеров 1943 года, сохранившиеся, несмотря на все бури и штормы, — говорит Лебовка. — Эту прессу никогда уже не прочесть — любое взаимодействие с кислородом тут же обратит бумагу в прах. Оказывается, столько лет новости могут «жить» под водой. Это невероятно».

Остановившееся время

Объекты на дне Черного моря хорошо сохраняются — здесь они, в отличие от теплых морей, не так интенсивно зарастают, потому что в воде много сероводорода и уникальная экосистема. Например, возле Балаклавы на глубине 84 м лежит прекрасно сохранившийся английский парусник Agnes Blaikie, затонувший в 1855 году, а недалеко от острова Змеиного недавно обнаружен античный амфоровоз предположительно IV века до нашей эры.

Начинающему рэк-дайверу лучше искать места, где глубина составляет от 15 до 40 м, рассказывает инструктор профессиональной ассоциации PADI, сотрудник дайв-курорта «Дядька Черномор» Дмитрий Калинин.

Хорошим объектом для обучения считается сухогруз Sulina, потерпевший крушение возле Одессы: румынское судно было атаковано советской подводной лодкой в 1942 году и сейчас покоится на глубине около 20 м. «Sulina — большой корабль, лежит на борту. Трюмы свободные и почти незаиленные. Проходы в рубке короткие и ведут в просторное машинное отделение с прекрасно сохранившейся машиной», — рассказывает дайвмастер из Киева Иван Киро.

Множество объектов для рэк-дайвинга находится в Красном море. Один из лучших — британский корабль Thistlegorm, потопленный немецкими бомбардировщиками в октябре 1941 года возле Египта. Он вез груз боеприпасов, мотоциклы, автомобили, запчасти и еще по два танка, железнодорожных вагона и паровоза. Теперь обрастает кораллами на глубине 30 м. Также среди любителей подводного плавания популярны 110‑метровый пассажирский паром Salem Express, наскочивший на коралловый риф в декабре 1991 года в 11 км от египетского порта Сафага, и сухогруз Million Hope длиной 174,6 м, затонувший в 1996 году недалеко от Шарм-эль-Шейха. Его части до сих пор возвышаются над водой. Интересно, что под ним можно увидеть остатки транспортного судна Hey Daroma, которое затонуло на том же самом месте в 1970 году.

В Средиземном море лучший рэк-дайвинг найдете в окрестностях Мальты, где встречаются всевозможные корабли, вплоть до античных. Для тех, кто пока не уверен в своих силах, подойдет 115‑метровый танкер Um El Faroud, который лежит возле Голубого грота, неподалеку от города Зуррик (Zurrieq). В отличие от других судов, с которыми произошли катастрофы, на был затоплен специально для дайверов, а в 2004‑м из‑за шторма его разорвало пополам. Так что внутрь проникнуть легко.

Из прочих интересных объектов на Мальте — легкий бомбардировщик британских ВВС, затонувший во время Второй мировой на юго-востоке острова на глубине 42 м, и британская же подводная лодка HMS Stubborn у мыса Аура-Пойнт. Эта субмарина находится на глубине 56 м, и опуститься к ней могут только опытные дайверы.

Много затонувших объектов и в Балтийском море, которое отличается небольшой глубиной, но, к сожалению, там плохая видимость, что сводит удовольствие от погружений на нет.

Как стать рэк-дайвером

По словам инструктора Дмитрия Калинина, рэк-дайвинг является сертифицированной деятельностью — им можно заниматься после определенной подготовки и прохождения специальных курсов. Перед каждым погружением инструктор обязан ознакомить клиентов с историей объекта и условиями погружения, связанными с видимостью, температурой и течениями. Погружения на затонувшие объекты могут быть с проникновениями в закрытую полость и без оных. Прежде чем отправляться с клиентами на рэк-дайвинг, инструктор обязательно вначале делает тестовое погружение, чтобы оценить их уровень подготовки.

Директор агентства «Сафари Марис» Евгений Бессонов считает, что для украинцев самым близким и удобным из зарубежных мест для рэк-дайвига является Красное море у берегов Египта. Дайв-туры к уже упомянутому Thistlegorm обойдутся в € 120 с человека. В цену входит дорога от Шарм-эль-Шейха туда и обратно и три-четыре погружения. На риф Абу-Нухас, где затонуло четыре корабля, экскурсия с тремя-четырьмя погружениями также стоит € 100‑120 с человека с учетом дороги от Хургады и обратно.

Некоторые знаменитые объекты рэк-дайвинга

SS President Coolidge
Остров Эспириту-Санто, Республика Вануату

Американский пассажирский лайнер SS President Coolidge в 1941 г. переделали в военный корабль. Он перевозил войска на военную базу США на острове Эспириту-Санто и в октябре 1942-го наткнулся на мины. Сегодня SS President Coolidge лежит на глубине 21 м. Он сочетает роскошь лайнера — люстры, мозаичные фонтаны и статуи — с запасами оружия, пушками, джипами и грузовиками.
GPS-координаты: 
15°31′27.12″ S 167°14′6.78″ E

Umbria
Порт-Судан, Судан

Затонувшее в 1940 г. итальянское судно Umbria находится в полутора километрах от города Порт-Судан на глубине примерно 25 м. Этот военный корабль перевозил 360 тыс. авиабомб и другие боеприпасы. За ним шел британский корабль с целью напасть и захватить военный груз, но итальянский капитан сумел затопить судно прямо под носом у англичан. Сейчас вся «начинка» «Умбрии», включая бомбы, доступна для обозрения.
GPS-координаты: 
19°38.2″ N, 37°17.42″ E

 

Залив Скапа-Флоу,
Оркнейские острова, Шотландия

Именно этот залив стал местом, где произошло знаменитое затопление Флота открытого моря. 21 июня 1919 г. немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер отправил на дно весь свой флот, чтобы он не достался противнику после капитуляции Германии в Первой мировой войне. В течение пяти часов затонули 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца.
GPS-координаты: 
58 53.357 N, 003 11.394 W

 

MS Zenobia
 Ларнака, Кипр

Паром Zenobia (172 м) иногда называют «Титаником» Средиземноморья. Он затонул в свой первый рейс, в июне 1980-го. Причиной гибели парома считается сбой в компьютерной системе, но высказывались версии и о вредительстве, и о секретных службах Ближнего Востока. На борту Zenobia находились сотни 40‑тонных грузовиков, которые сейчас разбросаны по морскому дну вокруг затонувшего гиганта на глубине 42 м.
GPS-координаты: 
34°53.5″ N, 33°39.1″ E

 

Лагуна Трук
Микронезия

Лагуна считается самой известной среди рэк-дайверов локацией. На атолле Трук во время Второй мировой американцы разбомбили японскую военную базу. В результате затонули 30 крупных кораблей, а вместе с ними многочисленные танки, самолеты, артиллерийские орудия.
GPS-координаты: 
7°22.228 N, 151°50.773 E
(судно Kiyosumi Maru)

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама