Интересы

коллекционирование

Сто лет назад в обществе высмеивали супружескую неверность, пьянство и приобретающий популярность феминизм

Сто лет назад в обществе высмеивали супружескую неверность, пьянство и приобретающий популярность феминизм

Юмористические открыт­ки, напечатанные в начале прошлого века, коллекционер Сер­гей Сурнин собирал семь лет. В поисках раритетов он исколесил немало блошиных рынков Украины, России и Европы. В его собрании сегодня более 50 тысяч открыток. Увидеть их и оценить киевский юмор 1911‑1913 годов могут жители и гости столицы — к 1 апреля выставка открыток из коллекции Сурнина открылась в Музее истории Киева. Продлится она до 29 апреля.

Шутки ради

В начале XX века Российская империя переживала множество потрясений. Революция 1905 года, провальная японская кампания на Дальнем Востоке, конституционная и аграрная реформы, смена правительств и роспуски Государственной думы, покушение на Столыпина, еврейские погромы — вокруг было столько негатива, что один из киевских издателей, Соломон Абрамов, открывший в 1904 году издательство «Рассвет», решил заняться выпуском серий юмористических открыток. И не прогадал: они стали популярны по всей империи и принесли хороший заработок.

В начале века открытка перестала быть просто бумажным формуляром, превратившись в иллюстрированное письмо, ведь на ее лицевой стороне разрешили печатать репродукции картин и рисунки. Благодаря этому значительно вырос тираж почтовых карточек, которые стали основным средством связи.

Соломон Абрамов в 1911‑1913 годах выпустил две дополняющие друг друга серии почтовых карточек «Русские юмористические открытки» и «Типы студентов и курсисток». Рассчитаны они были на грамотное население, которое в те времена в Российской империи составляло меньшинство. И конечно же, на тех, кто имел возможность платить, — открытка стоила не менее 6 копеек, а в то время за одну копейку можно было купить фунт (около 450 г) хорошей колбасы.

В 1911 году, после выхода первых 40 карточек серии «Русские юмористические открытки», киевское издательство «Рассвет» было удостоено золотой медали на выставке в Варшаве

Задача перед издательством стояла непростая. Сюжеты следовало выбирать актуальные, но такие, которые не попали бы под цензуру, — иначе тираж могли попросту «зарезать». Художник-карикатурист Владимир Кадулин прекрасно справлялся с этим заданием — его зарисовки о киевской жизни, политические шаржи и сатирические рисунки появлялись в иллюстрированных приложениях к газетам «Киевская жизнь», «Киевская заря», «Киевская речь», в журналах «Гвоздь» и «Киевский звонок». Немалую долю успеха юмористическим сериям — а было издано несколько десятков тысяч открыток — принес и литературный дар Соломона Абрамова, придумавшего забавные подписи к рисункам.

В 1911 году, после выхода первых сорока карточек серии «Русские юмористические открытки», за оригинальные сюжеты и высокое качество печати издательство «Рассвет» было удостоено золотой медали на выставке открыток в Варшаве.

Модный приговор

Начало столетия стало для Киева периодом активного развития. «Город богател, развивался и по количеству населения наконец обогнал Одессу, — рассказывает киевовед Михаил Кальницкий. — Из-за плотной заселенности началась строительная лихорадка. Однако малоимущие снимали углы в подвалах и мансардах, поскольку жить в Киеве было дорого». Тем не менее столичные дамы старались не отставать от Европы и каждые две недели щеголяли на театральных премьерах в новых туалетах.

Цены дамских гардеробов огорчали мужчин и сто лет назад. «75 рублей за эту шляпу? — возмущались они. — Да ведь это грех». — «Не беспокойся: этот грех, во всяком случае, падет на мою голову». На одной из открыток муж с юмором отвечает на упреки жены: «Плачь, плачь. Это тебе очень идет. Кстати, из всего, что тебе идет, это мне обходится всего дешевле».

Тогдашнее общество отнюдь не было скромным и пуританским. Хозяева вовсю заигрывали с гувернантками, врачи флиртовали с пациентками, а любовники уже тогда прятались от мужей в шкафу. На одной из открыток: «Что вы здесь делаете?» — спрашивает супруг, обнаруживший в своей спальне мужчину.  «Жду поезда». — «Какого поезда ждете вы в шкафу?» — «Поезда, с которым вы должны уехать».

Феминистки и зеленый змий

Права женщин стали обсуждать в Рос­сийской империи еще в конце XIX века. Знаменитый хирург Николай Пирогов одним из первых в своей статье «Вопросы жизни» поднял тему о новой роли женщин, полагая, что нельзя отстранять их от активной деятельности в обществе, а публицист Дмитрий Писарев отмечал, что «мужчина гнетет женщину и клевещет на нее».

Хотя в целом образ феминистки — женщины среднего возраста в скромной черной одежде и очках — преподносился скорее как отталкивающий. Удалось авторам открыток и предугадать дальнейшее развитие феминистических процессов: с подписью «В недалеком будущем» была выпущена открытка, где под ручку идут мужчина, переодетый в женщину, и его спутница в мужской одежде. Еще более неожиданную версию дальнейшего развития событий предлагает открытка с современным трансвеститом — мужчина перед выходом в свет облачается в парик и дамское платье, то есть буквально перевоплощается в женщину.

Немало карикатур серии «Русские юмористические открытки» высмеивали чрезмерные возлияния. Пьяниц сравнивали со свиньями, которые попадают во всевозможные комичные ситуации: дергают вместо дверного звонка ручку для слива в туалете или путают чашку, стоящую на бочке с водой, с телефоном. «Как избавиться от красного носа? Пить, пока посинеет», — советует одна из картинок, на которой мужчина стоит перед наполненным стаканом. А персонаж открытки, которого друзья на себе тащат из пивной, мудро изрекает: «Это мои враги говорят, что я человек тяжелый и невыносимый! Смотрите, как легко и торжественно меня выносят друзья!»

Бедный студент

Серию анекдотических ситуаций из ме­щанской жизни продолжают «Типы сту­дентов и курсисток» — в шаржевой форме художник изобразил особенности учащихся разных факультетов и национальностей и их развлечения. В Киеве в то время были открыты Университет Святого Владимира с четырьмя факультетами, Коммерческий и Киевский политехнический институты. Студентов авторы условно поделили по факультетам: субтильный и неказистый юрист, тучный филолог в рубахе, растрепанный математик... А также по национальностям: спорящие евреи, вальяжный поляк с цветком в петлице и сигаретой, полноватый украинец в вышиванке, характерный представитель кавказского землячества...

Хотя высшее образование де-юре оставалось монополией мужчин, высшие женские курсы давали и девушкам возможность овладеть такими мужскими профессиями, как медик, фармацевт и юрист. Чисто женские занятия представляли чинные «фребелички» (слушательницы курсов Фребеля, будущие воспитательницы в женских садах), утонченные преподавательницы музыки и дородные акушерки. Попадались в студенческой среде и тогдашние «митрофанушки» с известным желанием: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Помимо ярких типажей, изображались курьезные ситуации из студенческого быта, знакомые и нынешним учащимся. Среди самых популярных тем: чрезмерное пристрастие к выпивке, синемомания, увлечение женщинами и шумные дети, мешающие грызть гранит науки семейным студентам.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама