Бізнес

частная авиация

Небольшое частное воздушное судно — приятная альтернатива автомобилю. Владельцу при желании получить лицензию пилота не составит большого труда

Небольшое частное воздушное судно — приятная альтернатива автомобилю. Владельцу при желании получить лицензию пилота не составит большого труда
Эксперты прогнозируют всплеск спроса на малую авиацию в Украине
Фото: beechcraftservices.com

Чешский бизнесмен Дэвид Пшчолка, приехав в Киев, удивляется, почему в Украине так мало используют частные самолеты. «Я всегда летаю в горы, чтобы порыбачить. Вижу, у вас пустое небо. Почему? Ведь ваша страна производит самолеты», — отмечает он. Пшчолка, владелец магазина мебели в городе Тахов, давно пользуется четырехместным самолетом, которым управляет сам. По словам бизнесмена, у них в стране это довольно распространенный вид воздушного транспорта.

Украинское воздушное пространство может показаться европейцу пустым. Госавиаслужба недавно опубликовала список владельцев летательных средств с украинским регистрационным номером UR. В реестре — 1014 воздушных судов (по состоянию на 31 марта), в частности, более 150 самолетов Ан-2 и свыше 30 — Як-52. Также в списке вертолеты — 17 AgustaWestland, 19 частных Robinson (18 R44 и 1 R22), 21 Airbus Helicopters, серий AS, EC, BK и BO (16 частных), 13 Bell (6 частных) и т. д. Есть и 10 бизнес-джетов, среди которых — Bombardier (Learjer 60), Gulfstream (G200), Cessna (560XL). Как правило, транспортные средства оформлены на компании, но есть среди владельцев и частные лица. Эксперты рынка авиаперевозок утверждают, что кризис корпоративной и частной авиации в будущем не грозит, а авиапарки в первую очередь будут пополняться маленькими и недорогими вертолетами.

Взлет-посадка

Выбор воздушного судна начинается с определения потребностей: сколько человек будут летать, на какое расстояние, какой багаж будет перево­зиться, говорит Сергей Плотницкий, директор компании Stronding Air, занимающейся арендой, продажей самолетов и организацией чартерных рейсов. Ультралегкие одно-двухместные самолеты считаются прогулочными и спортивными. Суда легкого класса вмещают 4‑8 пассажиров, развивают скорость до 848 км / ч, преодолевают около 2700 км. Борты среднего размера, достигающие 850 км / ч, поднимают 7‑9 человек и могут покрыть до 5600 км.

По словам директора «Центра деловой авиации» Юрия Гребенкина, во владении тех, кто предпочитает управлять воздушным судном самостоятельно, как правило, находятся сверхлегкие аппараты. Вице-президент Федерации авиационного спорта Украины, чемпион мира по спортивному ориентированию и руководитель клуба «Аэропракт» Юрий Яковлев перед покупкой советует провести своего рода авиатестирование и полетать с кем‑то из владельцев самолетов. «Если цель — пилотировать самостоятельно, надо покупать двухместный самолет, люди редко летают вчетвером, — поясняет он. — Я предпочитаю украинский «Аэропракт-22» — это надежная модель. Она проста в пилотировании, безопасна, может коротко взлетать и садиться». Такой аппарат доставит вас в любой уголок Украины, его цена в среднем — 400 тыс. грн.

Президент Федерации самолетного спорта Украины Владимир Присяжнюк считает лучшими для частной авиации американские модели Cirrus, Cessna, а для спорта — немецкий одноместный моноплан Extra-330 за $ 500 000. «Важны прочность, маневренность, тяговооруженность (соотношение мощности двигателя к весу самолета)», — отметил он.

Сергей Плотницкий советует обращать внимание на место регистрации летательного средства. «Если собираетесь летать по Украине, лучше брать самолет с украинской регистрацией, проще будет с разрешениями, — делится эксперт. — Для полетов в Европу следует отдать предпочтение самолету, зарегистрированному в одной из европейских стран — там действует упрощенная система «единое небо», позволяющая пересекать воздушное пространство без проблем». Иметь «права», то есть лицензию на управление самолетом, для покупки не требуется.

Расходы на содержание

Постоянные затраты на содержание воздушного судна (техническое обслуживание, хранение) и переменные (топливо, сборы аэропорта и т. д.) зависят от модели и интенсивности полетов. Самолеты проходят жесткий контроль после налета определенного количества часов в специальных сервисных организациях. У каждого есть сервисная книжка, в которую записывается прохождение ТО и ремонты.

На каждый полет по Украине нужно получать разрешение. Оно действительно 48 часов и выдается бесплатно Украэроцентром. В нашей стране уже несколько лет функционирует уведомительная система. «За 40 минут до вылета я сообщаю маршрут полета. Диспетчеры принимают заявку и предупреждают, если где‑то гроза или маяк не работает», — рассказывает киевский предприниматель Александр Панов, владелец двухмоторного самолета чешского производства MORAVA. В каждой стране свои правила. Обычно подается sky-plan, где указывается маршрут, высота полета, количество людей.

Вокруг Киева на аэродромах легкой авиации можно снять ангар для хранения небольшого аппарата от 1500 грн  в месяц, аренда площадки на открытом воздухе стоит от 100 грн в месяц. Реактивный самолет среднего класса потребует на содержание €200‑250 тыс. в месяц при 20‑30 часах налета. За содержание бизнес-самолета придется отдать $ 0,5‑3 млн в год без учета стоимости топлива. А вот аренда двухместной модели типа «Аэропракт» обойдется в 300 грн / ч.

Рожденный летать

Для управления самолетами весом до 5,7 т и вместимостью до 10 пассажирских мест необходимо получить лицензию частного пилота PPL (Private Pilot License). Летных школ в Киеве несколько. Юрий Яковлев хвалит Украинскую школу пилотов и Украинский тренировочный центр «Авиатор».

На курсах будущие пилоты изучают девять дисциплин — от «Эксплуатации воздушного средства» до «Навигации» и «Человеческого фактора». Затем — экзамен и медкомиссия, после чего предоставляется доступ к практической части. Это 8 часов на тренажере, 3 часа в кабине самолета и 48 часов непосредственных полетов. Пилот также должен уметь оказать первую медицинскую помощь, потушить пожар и произвести аварийную эвакуацию. Длительность курсов — от 3 месяцев до полугода. Лицензия пилота действительна два года, продлевается при условии минимум 25 часов налета и трех маршрутов по 100 км, наличия действительного медицинского сертификата и после летной проверки с инструктором, рассказывает Яковлев.

Пилоту необходимо иметь медицинский сертификат, который до 30 лет выдается раз в 5 лет, до 50 лет — раз в 2 года, после 50 — каждый год.

 

Полеты наяву

Сергей Никифоров,
владелец компании Challenge Aero

Бум бизнес-авиации — дорогих реактивных самолетов стоимостью более 5 млн грн — в Украине прошел. Кто хотел, тот уже купил. Сейчас многие боятся, поэтому забрали свои самолеты и вертолеты из Украины. Пока не установится верховенство закона, а не автомата, вся бизнес-авиация будет на паузе.

Сегодня ожидается спрос на малую авиацию — недорогие винтовые самолеты стоимостью от $ 100 тыс. до $ 1 млн, пилотируемые владельцами самостоятельно. В Америке, Европе на таких судах летают представители среднего класса, юристы, врачи.

На мой взгляд, в Украине большой потенциал спроса на маленькие доступные вертолеты. Самолету нужны посадочные полосы, вертолет же может сесть на любую точку, но затраты на него в два раза выше, дороже обойдется и получение лицензии на управление.

На рынке аренды изначально больше частных самолетов было в Киеве. Богатым людям Донецка и Днепропетровска приходилось заказывать рейсы из столицы. Это было дорого, поэтому они купили себе самолеты. Теперь здесь развита частная и корпоративная авиация, но они не сдают борты в аренду. В Киеве много коммерческих компаний обслуживали ту группу лиц, которая сейчас в бегах. С декабря на рынке авиации воцарились выжидательные тенденции. В феврале, когда многие покидали страну, наблюдался резкий всплеск количества бизнес-рейсов, в марте было падение. Думаю, избирательная кампания вызовет новую волну интереса. Вероятнее всего, коммерческая авиация просядет, но корпоративная и частная будут летать.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама