Интересы

искусство

В Париже откроется первая за неполные 30 лет масштабная ретроспектива главного итальянского абстракциониста ХХ века Лучо Фонтана

В Париже откроется первая за неполные 30 лет масштабная ретроспектива главного итальянского абстракциониста ХХ века Лучо Фонтана
На ретроспективной выставке Лучо Фонтана в Париже покажут его позднюю серию «Metalli» — фирменные разрезы на металлических пластинах
Фото: GETTYIMAGES

Экспозиция «Лучо Фонтана. Ретроспектива» откроется в парижском Musée d’Art moderne de la Ville 25 апреля. Этот главный в году выставочный проект музея и один из важнейших в арт-жизни Франции в целом станет первой с 1987 года масштабной ретроспективой художника. Во время подготовки выставки парижский музей объединился с миланским «Фондом Лучо Фонтана» и теперь представит более 200 скульптур и живописных полотен, созданных с 1920‑х, когда художник только начинал свои эксперименты, до его смерти в 1968 году.

Родившийся в Аргентине и проработавший там пару десятилетий Лучо Фонтана прославился на весь мир как главный в ХХ веке итальянский концептуалист и абстракционист. Самые известные его серии — «Дыры» и «Разрезы». Фонтана начал создавать их в начале 1950‑х: покрывал холсты краской одного цвета, а затем резал ножом. При этом изнаночную сторону холста он красил в черный, чтобы видимая в разрезах темнота добавляла работе и визуальной, и смысловой глубины. Таким образом художник стремился объединить объемную скульптуру и плоскую абстрактную живопись — эта идея является основополагающей в созданном им направлении спациализм (пространственность в переводе с итальянского). Без произведений из серии «Разрезы» до сих пор не обходится ни один крупный аукцион современного искусства. А работа из «дырявой» серии «Пространственный концепт, конец Бога», проданная на лондонских торгах Sotheby’s в 2008 году за $ 20,3 млн, установила аукционный рекорд для произведений Фонтана.

$ 20,3 млн за эту сумму в 2008 г. на Sotheby's была продана работа Лучо Фонтана «Пространственный концепт, конец Бога»

Впрочем, наследие художника не ограничивается картинами с разрезами и дырами. В начале своей карьеры Фонтана экспериментировал с экспрессионистской бронзовой и керамической скульптурой. Работы этого периода (середина 1930‑х — 1940‑е) отличались радикальной декоративностью. Свои скульптуры Фонтана расписывал абстрактными узорами, покрывал комьями краски, украшал цветным муранским стеклом. Затем, уже работая над теорией спациализма, писал картины, которые стремился объединить со скульптурой, поэтому использовал не только краску, но и битое стекло, керамику. А параллельно с развитием серий «Дыры» и «Разрезы» и формулировкой главных постулатов спациализма создавал скульптуры из неоновых ламп, металлических пластин и изучал возможности инсталляции. К примеру, в 1968 году Фонтана успел поучаствовать в одной из главных международных выставок концептуального искусства «Документа», где представил работу «Ambiente spaziale bianco» («Среда белого пространства») — огромный гипсовый разрез, разделяющий от пола до потолка сооруженный в комнате лабиринт.

Главная цель у организаторов ретроспективной выставки в Париже весьма амбициозна: познакомить зрителя с тем, как развивалось и менялось творчество Лучо Фонтана и как он пришел к спациализму — направлению, повлиявшему на концептуализм второй половины ХХ века и продолжающему влиять на современных авторов. Экспонаты будут объединены в тематические блоки — в соответствии с ключевыми периодами (ранняя абстрактная скульптура, рисунки, спациалистские работы и др.) и сериями (среди них — «Разрезы», а также поздние «Teatrini» и «Metalli») в карьере Фонтана. Причем многие произведения будут выставляться в Париже впервые. Оценить, насколько организаторам удалось справиться с задачей, можно до 24 августа.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама