Економіка

экспорт

Либерализация торговли с ЕС не сможет компенсировать потерю российского рынка. Причина не тольков разнице вкусов и стандартов

Либерализация торговли с ЕС не сможет компенсировать потерю российского рынка
Фото: Reuters

С 23 апреля украинские компании смогут беспошлинно экспортировать свою продукцию в Европейский союз. В рамках такой экономической помощи, предложенной Еврокомиссией и одобренной Советом ЕС 14 апреля, в течение полугода 94,7 % промышленных, 82,2 % сельскохозяйственных и 83,4 % продовольственных товаров будут освобождены от уплаты импортной пошлины при ввозе в ЕС, а остальные будут ввозиться беспошлинно в рамках выделенных квот.

На сегодняшний день ЕС является крупнейшим экспортным рынком Украины. По итогам 2013 г. на него пришлось 26,5 % товарного экспорта нашей страны на сумму $ 16,8 млрд (около € 12,6 млрд), согласно оценкам «Капитала» на основе данных Госстата. Для сравнения — в Россию в прошлом году уехало лишь 23,8 % товаров, проданных за границу, на сумму $ 15,1 млрд. Благодаря такому существенному объему торговли и временной торговой либерализации отечественные экспортеры смогут сэкономить порядка € 500 млн, подсчитали в Брюсселе. Это — около 4 % их прошлогодней экспортной выручки. Впрочем, несмотря на подобные льготные условия, выгоды от них едва ли покроют потери от возможного сворачивания торговли с Россией, которые по оценкам «Укр­пром­внеш­экспертизы», составят порядка $ 4 млрд, поскольку вкусы европейских и российских покупателей не совпадают. Один из основных товаров экспорта в обоих направлениях — черные металлы, в остальном интересы покупателей, как и их требования к качеству продукции, расходятся.

Вкусовые предпочтения

В ЕС вторым наиболее популярным товаром из Украины после черных металлов является сельскохозяйственная продукция. Именно аграрии, как ранее писал «Капитал», получат основной выигрыш — около € 400 из обещанных € 500 млн экономии. Сегодня около трети украинского сельхозэкспорта направляется в ЕС, и наиболее сильные позиции в нем занимает продукция растениеводства. В частности, в ЕС поставляется 43 % проданной за границу кукурузы, 36 % ржи, 41 % гречки и проса, 69 % зернового сорго, 95 % семян и плодов масличных культур. А в структуре экспорта Украины в ЕС аграрная продукция занимает около пятой части и уступает только металлургии. В некоторых странах, например в Ирландии, Испании и Португалии, отечественные зерновые являются самой весомой статьей импорта из нашей страны. А семена и плоды масличных культур составляют свыше 20 % украинского экспорта во Францию, Бельгию, Грецию и Нидерланды. При таких масштабах освоения европейского рынка для производителей зерновых, семян и другой продукции растениеводства снижение действующих пошлин до нуля (а сейчас они составляют для кукурузы, например, € 94 за тонну, для пшеницы — € 95 за тонну) позволит легко нарастить объем экспорта в ЕС. Но — в пределах установленных квот на беспошлинные поставки. В случае пшеницы экспорт можно будет увеличить с прошлогодних 101 тыс. т до 950 тыс. т, ячменя — с 7,3 тыс. тонн до 250 тыс. т. Правда, львиная доля наиболее популярной в Европе украинской культуры — кукурузы — будет все равно облагаться пошлиной, поскольку квота на ее поставки составляет лишь 400 тыс. т, а объем экспорта в ЕС в прошлом году достиг 7,2 млрд т.

В отличие от растениеводства, украинское животноводство и пищевая промышленность не успеют снять сливки от временных льгот. Для них европейский рынок до сих пор был малознакомым и неосвоенным, поэтому сейчас компании этих отраслей не готовы к быстрому выходу на него из‑за отсутствия необходимых сертификатов качества. По данным Украинской аграрной конфедерации, лишь 7 % украинских производителей имеют международные сертификаты качества ISO и HACСP, еще у 15 % есть только один из этих документов. Провести сертификацию не просто дорого, но и невозможно за полгода. Наибольшие шансы воспользоваться либерализацией торговли с ЕС имеют производители мяса птицы, меда и рыбы, считают в Украинском клубе аграрного бизнеса. Но эти шансы ограничены низкими квотами. Например, ЕС позволяет ввести беспошлинно лишь 5 тыс. т меда из Украины — только треть из 17 тыс. т прошлогоднего экспорта меда из Украины в ЕС.

Со своей стороны Российская Федерация, будучи и так одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, особо не заинтересована ни в украинском зерне, ни в другой сельскохозяйственной продукции растениеводства. В прошлом году на зерно пришлось 0,1 % экспорта Украины в Россию, на семена и плоды масличных культур — 0,6 %, жиры и масла — 0,4 %.

Остановка по требованию

Россия выступает активным покупателем украинского железнодорожного транспорта, а также турбин и двигателей для авиации и суден. Экспорт последних, производством которых в Украине занимаются «Турбоатом», «Мотор-Сич», и «Зоря» — «Машпроект», мало пострадал в прошлом году, снизившись лишь на 2,1 %, и, по оценкам директора «Укр­промвнешэкспертизы» Владимира Власюка, упадет не более чем на 5 % в текущем году. Но на экспорте ж / д транспорта ухудшение отношений Киева с Москвой уже успело негативно отразиться и обещает нанести ему ущерб и в будущем.

Первый удар по украинскому железнодорожному машиностроению пришелся на конец июля 2013 г., когда Федеральная таможенная служба Российской Федерации усилила контроль грузов, ввозимых более чем 40 украинскими компаниями. Среди последних оказались производители железнодорожных локомотивов и подвижного состава «Днепровагонмаш», предприятия Группы «Азовмаш», Стахановский вагонзавод и производитель вагонного литья Кременчугский сталелитейный завод.

В отличие от растениеводства, украинское животноводство и пищевая промышленность не успеют снять сливки от временных льгот с ЕС. Для них европейский рынок до сих пор был малознакомым и неосвоенным

Во второй раз Москва нанесла удар по машиностроению в сентябре-октябре, когда Российское Федеральное бюджетное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» приостановило импорт вагонов четырех заводов, на которые приходится 80 % украинского производства — Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ), «Азовмаша», «Днепрова-гонмаша» и Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ). В итоге, в прошлом году Россия приобрела у Украины железнодорожных локомотивов, вагонов и и другого транспорт для ж / д перевозок на $ 1,7 млрд — на 34 % меньше, чем годом ранее. А в первые месяцы текущего года ситуация накалилась еще больше. Производство ж / д локомотивов и подвижного состава в январе-феврале сократилось на 55 % по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. По данным агентства «Infoline-аналитика», падение коснулось «Азовмаша» (на 85 %), КВСЗ (на 81 %), СВЗ (на 82 %). Всего за два месяца из Украины было экспортировано только 700 вагонов, на 85 % ниже, чем в 2013‑м, а в денежном выражении — лишь на $ 40,1 млн, что на 89 % меньше прошлогоднего уровня. По оценкам Власюка, в 2014 г. Украину ждет сокращение железнодорожного экспорта в РФ вдвое — почти на $ 1 млрд.

В то же время железнодорожные локомотивы, вагоны и другой транспорт для ж / д перевозок сейчас мало интересны Европе. Единственные страны ЕС, покупающие локомотивы в нашей стране — это постсоветские прибалтийские республики: Эстония и Латвия. Но объемы экспорта в их случае несравнимы с российскими, как и несравнимы размеры экономик. Например, эстонский импорт из Украины в 146 раз меньше, чем российский.

Чтобы заинтересовать своей продукцией другие страны Евросоюза, вагоностроители должны сперва провести дорогостоящее переоборудование и перейти на новые стандарты производства. Но, например, КВСЗ необходимо для внедрения экологических стандартов € 40 млн, как ранее рассказал «Капиталу» глава наблюдательного совета завода Владимир Приходько, а на закупку оборудования, внедрение новой техники и технологий, создание новых образцов — еще более € 100 млн. Таких средств у Крюковского вагоностроительного завода в прошлом году не было.

Общий интерес

Единственный товар, в котором заинтересована как Европа, так и Россия, — это черные металлы. По оценкам Укр­пром­внеш­экс­пертизы, в случае осложнений внешней торговли с РФ именно производители черных металлов («АрселорМиттал Кривой Рог», «Азовсталь», «Запорожсталь», ММК им. Ильича и другие), а также изделий из них, прежде всего труб (заводы «Интерпайп») ощутят самые сильные потери. В прошлом году экспорт первых в Россию снизился на 7,2 %, вторых — на 24 %. В этом году, подсчитал Власюк, есть риск сокращения на 50 % и 67 % соответственно, поскольку при желании российские покупатели вполне могут найти альтернативные источники черного металла и труб, например Турцию и Китай. Это лишит Украину почти $ 1,9 млрд экспорта.

Частично эти потери можно будет компенсировать в Европе, однако безотносительно к полугодовому льготному торговому режиму с Европейским Союзом. Евросоюз и так является крупным покупателем продукции украинской черной металлургии, в особенности Италия, Польша, Венгрия и Болгария. По словам аналитика по металлургии ИК Concorde Capital Романа Тополюка, с тех пор как Украина вступила во Всемирную торговую организацию в 2008 г., она поставляет в ЕС всю основную металлопродукцию, кроме бесшовных труб, без пошлин и без квот. Следовательно, объемы поставок ограничены исключительно размерами спроса.

Таким образом, временная либерализация торговли, «подаренная» Украине Брюсселем, никак не отразится на экспорте черной металлургии в ЕС. Однако, по словам Тополюка, украинские металлурги все‑таки попытаются немного нарастить свои поставки в Евросоюз, чтобы компенсировать потери на российском рынке. Хотя в большей степени переориентация произойдет не в пользу Европы, по мнению эксперта, а в направлении Ближнего Востока, где сейчас как раз увеличивается спрос на подобную продукцию.

 

МНЕНИЕ

Вячеслав Богуслаев,
президент компании «Мотор Сич»

«Даже с учетом осложнения отношений с Россией мы сохраним свой портфель заказов, так как я не вижу предпосылок для сокращения экспорта продукции компании «Мотор Сич» в Россию. Этот крупнейший производитель авиационных двигателей в Украине изготавливает, к примеру, вертолетные двигатели только для трех компаний в России в коммерческих целях — то есть для последующего реэкспорта в третьи страны. Внутренний рынок России использует двигатели двух местных заводов, которые и получают госзаказ от минобороны РФ. Поэтому политическая составляющая никоим образом не повлияет на наше производство и экспорт»

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама