Технології

стратегии

Украинский ІТ-рынок поделили пять городов. Каждый из них ищет свою нишу

Украинский ІТ-рынок поделили пять городов. Каждый из них ищет свою нишу
Erum accupta cullia vende omnitae ent ea conectorem lam, comnimint untium asitis

В Украине происходит постепенная специализация региональных рынков IT-аутсорсинга. К таким выводам пришли аналитики портала rabota.ua и рекрутеры компании Luxoft Personnel.

О специализации регионов говорят как наличие в отдельных областных центрах компаний определенной направленности, так и характерный кадровый спрос. Так, в 2013 г. наибольший спрос на разработчиков Java, C++, .Net был в Днепропетровске; на разработчиков под мобильные платформы и на С++ программистов — в Одессе; на веб-разработчиков — во Львове, на разработчиков игр и программистов 1С — в Харькове. «Другими словами, в IT-компаниях Днепропетровска формируется специализация на разработках под мобильные платформы; Харькова — на гейм-проектах; Львова — на веб-программировании», — объясняет руководитель по подбору Luxoft Personnel в Украине Геннадий Пысанко.

Вице-президент по HR и рекрутменту компании Innovecs Наталья Зуб соглашается: определенная спецификация технологий по регионам действительно есть, пусть и не четко выраженная. «Поскольку технологии довольно узкие, как правило, идет упор даже не на язык программирования или платформу, а на конкретный инструмент или фреймворк», — говорит она.

Жизнь миллионеров

Традиционно наибольшая концентрация профессионалов в сфере информтехнологий наблюдается в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске и Львове. Здесь расположены офисы крупнейших в Украине IT-компаний: Luxoft, SoftServe, Epam Systems, Global Logic, Ciklum. Они занимаются аутсорсингом, то есть ориентированы преимущественно на иностранного заказчика.

Штат каждой из этих компаний — несколько тысяч сотрудников, способных выполнять самые разные задачи: от создания корпоративных IT-систем до разработки мобильных приложений. То есть их специализация определяется задачами, поставленными заказчиком. «Если в регион попадает какой‑то большой проект по Java или C++, то там, естественно, начинают нанимать сотрудников со знаниями этих технологий», — рассказывает вице-президент по конструкторским и технологическим вопросам компании Innovecs Алексей Журочкин. «Если на этапе запуска проекта мы по каким‑то причинам выбрали тот или иной регион, то в нем и продолжаем набирать сотрудников под этот проект», — объясняет руководитель аутсорсинговой компании Svitla Systems Андрей Галич. На выбор часто влияют субъективные факторы — присутствие надежного лидера команды или проектного менеджера в регионе.

В крупнейших городах наряду с аутсорсинговыми гигантами работают продуктовые компании, в штате которых — по несколько десятков или даже сотен разработчиков. Но часто именно они определяют спрос на специалистов узкой направленности. Так, к примеру, в Харькове находятся офисы разработчиков игр Gameloft и Plarium, в Одессе — разработчика технологий дополненной реальности Augmented Pixels.

Спрос на периферии

Узкая специализация чаще характерна для небольших городов, где присутствуют одна-две компании, добавляет руководитель группы по связям с общественностью «Яндекс.Украина» Наталья Журавлева. Например, несколько лет назад в Чернигове открылся офис компании PortaOne, и они забрали к себе всех Perl-программистов (решения для IP-телефонии), каких только смогли. «А каких не нашли готовых, сами научили и вырастили. Получилась такая себе концентрация «перловщиков» в регионе», — вспоминает она.

Нечто похожее когда‑то произошло с симферопольским офисом «Яндекса», который специализируется на разработке интерфейсов. «Ребята потихоньку собрали у себя всех специалистов в этой сфере, которых нашли в Крыму, а когда крымчане «закончились», искали в соседних областях», — рассказывает Журавлева. Симферопольский «Яндекс» постоянно устраивает бесплатные курсы и другие образовательные проекты, чтобы сформировать на местном рынке сильное сообщество разработчиков интерфейсов. «Вряд ли это можно назвать специализацией всего региона (а не конкретного офиса конкретной компании), но концентрация в одном месте программистов определенного профиля есть», — отмечает Журавлева.

Осваивать небольшие города пока берутся немногие. «Необходимости выходить за пределы нескольких крупных городов в Украине нет, поэтому компании будут в основном развиваться в пятерке крупных IТ-центров», — убежден главный операционный директор Ciklum Роман Хмиль. «ІТ-бизнес — это интеллектуальный и высококвалифицированный труд. И он развивается там, где созданы соответствующие условия», — добавляет старший директор Epam Systems в Украине Юрий Антонюк. Если создать инфраструктуру, коммуникации, современные офисы, удобные маршруты и социальную среду, а также выбрать локацию с развитым ІТ-образованием и университетами, то развитие перспективного ІТ-кластера возможно не только в столице или крупном городе, говорит он.

Откуда растут ноги

По наблюдениям Натальи Зуб, специализация в регионе может возникнуть, когда определенная группа фриланс-разработчиков получает проект и успешно его ведет. Проект развивается и требует больше профессионалов — команда взращивается, обучается и специализируется на технологиях этого конкретного проекта. В случае успешной работы у команды появляются новые клиенты с аналогичными проектами и задачами. Так появляются небольшие компании «бутикового» типа, где работают очень узкоспециализированные «гуру» и ІТ-евангелисты конкретной технологии, они же — лидеры мнений, создающие профессиональные сообщества, где и обучают молодых талантливых специалистов и «обращают их в свою веру».

Второй сценарий, который также ведет к появлению узкой специализации в регионе, — открытие регионального офиса большой аутсорсинговой компании либо же компании, которая динамично развивается и требует быстрого решения кадрового вопроса.

Похитители талантов

При выходе в регионы компании часто открывают собственные учебные центры, где преподают определенные технологии разработки и тестирования продуктов. Либо обучение проводится на базе местных вузов, рассказывает Наталья Зуб. В итоге ІТ-компании, подумывающие об открытии офиса в регионе, в первую очередь анализируют наличие необходимых уже подготовленных кадров у конкурентов и, делая им более выгодное предложение, формируют костяк под будущий проект. Конкуренция усиливает инвестиции в людей, и срабатывает цепная реакция: чтобы избежать риска дестабилизации проекта из‑за ухода ключевых сотрудников, компании нанимают новых инженеров и инвестируют в их обучение. Так формируется спрос и конъюнктура рынка в конкретном регионе. «А молодежь, в свою очередь, понимает, где и какие технологии изучать, чтобы получить хорошую работу в пределах родного города», — говорит рекрутер.

Директор компании «Телесенс» и Харьковского колледжа компьютерных технологий Эдуард Рубин добавляет: 10 лет назад «хищение кадров» было огромной проблемой — компаниям, работающим тогда на рынке, даже пришлось подписать меморандум. Поэтому в регионах, где несколько компаний имеют одну и ту же специализацию, важно соблюдать хорошие отношения с конкурентами, говорит он.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама