Бізнес

рейд

Налоговики прекратили работу одного из крупнейших интернет-магазинов Одессы. Это только первая ласточка в новой схеме по борьбе с серым импортом

Налоговики прекратили работу одного из крупнейших интернет-магазинов Одессы. Это только первая ласточка в новой схеме по борьбе с серым импортом
Через интернет сейчас продается огромное количество товаров — подделок известных брендов. Последние нашли механизм влияния на онлайн-торговцев
Фото: Константин Мельницкий

С 24 апреля текущего года крупнейший местный одесский интернет-магазин «Бомба» перестал принимать заказы. С 9 мая он возобновил работу, но в режиме каталога без возможности оформлять заказы и совершать покупки. Сотрудница компании Марина Федурко сообщила «Капиталу», что перебои в работе возникли после визита сотрудников налоговой милиции.

Представители этого ведомства утверждают, что действительно проверяли крупный одесский интернет-магазин, но раскрыть его название не смогли. В сообщении главного управления Министерства доходов и сборов в Одесской области сказано, что должностные лица интернет-магазина не доплатили государству около 2,5 млн грн. налогов. Кроме того, интернет-магазин обвиняют в «теневых» поставках техники. Это уже подтвердила предварительная экспертиза, проведенная Всеукраинским агентством авторских прав (ВААП). Согласно сообщению Миндоходов, агентство представляет интересы таких торговых марок, как LG, Samsung, Sony, Asus.

Директор по маркетингу одесской розничной сети «Цитрус» Виктор Шолошенко говорит, что большую часть местного рынка контролируют такие крупные национальные интернет-магазины, как Rozetka.ua и Deshevshe.net. «Местным компаниям удается конкурировать с ними за счет оперативности доставки товара. Они в течение дня могут быстро развезти заказы», — говорит Шолошенко. Сумму ущерба из-за перерыва в работе представители «Бомбы» озвучить не смогли. Однако за две недели в социальных сетях появилось многочисленное количество жалоб от покупателей, которые не смогли получить заказанный ранее товар.

Поставщиков выводят из «тени»

Большая часть продукции в категории «Бытовая техника и электроника» завозится в Украину нелегально, уверяет представитель ВААП Александр Семерга. «Поэтому официальные сервисные центры часто отказывают пользователям в обслуживании: приобретенный ими товар либо не предназначен для региона, либо вообще непонятного производства», — рассказывает он.

Это же, по его словам, касается и мобильных телефонов. «Дельцы ухитряются занести IMEI телефона в базу Украинского государственного центра радиочастот уже после того, как он был завезен в страну, «в серую». Механизмы уже отлажены», — утверждает он. При этом госорганы дают совершенно иную статистику, которая не совпадает с независимыми исследованиями, говорит Семерга. По словам начальника УГЦР Павла Слободянюка, объем рынка «серых» телефонов по итогам 2012 г. уже может достигать отметки 15-17%. При этом годом ранее он заявлял, что «серый» импорт не превышает нескольких процентов.

Координатор комитета бытовой электроники Европейской бизнес ассоциации Виктория Кулакова говорит, что борьба с нелегальными поставками известных мировых производителей техники — это в этом году одно из ключевых направлений деятельности комитета. «Cредний объем «серого импорта» на рынке товаров бытовой электротехники и электроники составляет около 10%. А по отдельным группам товаров ситуация просто критическая. Например, только каждый десятый ноутбук заводится на территорию Украины официально с прохождением всех необходимых процедур», — отмечает она.

Вместе с тем представитель одного из производителей ноутбуков, интересы которого якобы представляет ВААП, сообщил «Капиталу», что впервые слышит об этой организации и конфликте вокруг одесского магазина. «Мы к этому отношения не имеем», — сообщил он.

Новые рейдеры

Управляющий партнер ЮК «Юскутум» Артем Афян отмечает, что одесский интернет-магазин — не первый, кого в этом году коснулись проверки правоохранителей. По его словам, структуры наподобие ВААП обычно подписывают договоры с представителями торговых марок и могут остановить работу практически любого интернет-магазина. Они обращаются в ГНАУ или даже в МВД и предъявляют претензию о том, что торговец нарушает авторские права на конкретную торговую марку. «Украинские магазины могут пострадать, если начнут продавать, к примеру, новый планшет Apple до объявления официальных продаж», — рассказывает он. Многие мелкие интернет-магазины могут оказаться под угрозой, если на примере одесской «Бомбы» юристы поймут, что могут запрещать продажу товаров неизвестного происхождения. Афян считает, что главным образом это касается подделок из Китая и торговых марок, напоминающих известные бренды. «Ассортимент товаров онлайн-продавцов может существенно сузиться», — добавляет юрист.

Он напоминает, что первое громкое дело против интернет-магазина, связанное с нарушением эксклюзивных прав на продажу товаров их официального дистрибьютора, «отгремело» в прошлом году в России. «Компания, представляющая интересы шведской компании Husqvarna AB (производит бензопилы, газонокосилки и т.д.), начала судиться с интернет-магазинами, на которых были опубликованы объявления о продаже ее продукции», — рассказал он. Примечательно, что один из исков коснулся даже сайта объявлений Slando. Впоследствии его представителям в России пришлось припрятать в названиях объявлений название торговой марки. Юристы Husqvarna AB требовали и материальную компенсацию в размере 1 млн рублей. Но выплачена она пока не была.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама