Бізнес

предпринимательство

Водочный король Юзеф Бачевский был гением пиара, но поэты рекламировали его продукцию не за деньги, а по велению души

Водочный король Юзеф Бачевский был гением пиара
Башня Бачевского из ликерных бутылок в Стрыйском парке во Львове

Юзеф Адам Бачевский родился в 1829 году в состоятельной семье. Его можно назвать потомственным предпринимателем: ликеро-водочную фабрику, находившуюся в 44 км от Львова, основал в 1782 году еще дед Юзефа — Лейб Бачелис.

Отец Юзефа унаследовал семейное предприятие в 1810 году. Приняв католичество и изменив фамилию на польский лад, он стал Леопольдом Максимилианом Бачевским и перенес фабрику в пригород Львова.

Со временем город поглотил предместье. И фабрика неожиданно получила «прописку» на Жолковской улице Львова. Ее водки и ликеры оценили не только в Галиции, но и в столице Австро-Венгрии — Вене. Цесарский двор пожаловал предприятию право на престижную марку «Имперский орел». Позднее к привилегиям добавился титул «K.u.K. Hoflieferant» — «Поставщик цесарского и королевского двора». О таком статусе мечтали многие предприниматели, но становились его обладателями единицы.

Юзеф окончил Львовскую техническую академию, получив диплом специалиста по спиртовым технологиям. В 1856 году 27‑летний Бачевский возглавил семейный бизнес.

Гений рекламы

Новый глава фирмы закупил для фабрики новейшее оборудование во Франции и Нидерландах. С его подачи предприятие начало для продвижения продукции устраивать различные выставки и презентации. Например, построило в Стрыйском парке 15‑метровую башню из бутылок со своими этикетками. Эффект был грандиозным.

На остроумную рекламу в газетах Бачевский не жалел денег. Также взялся издавать сатирические брошюры с сюжетами, обыгрывающими продукцию марки J. A. Baczewski. Такие книжечки в мягкой обложке стали популярными во Львове. Бесплатно раздавать небольшие бутылочки-пробники водки — еще одна его идея.

Когда во львовских магазинах по­явилась известная российская водка «Смирнов», Юзеф придумал, как из конкурента извлечь выгоду. На этикетках своих бутылок он написал: «Единственной водкой, равной Бачевскому, является российская водка Петра Смирнова из Москвы». Смирнов, узнав о столь неожиданном ходе конкурента, не растерялся: этикетки своих экспортных бутылок снабдил ответной надписью: «Единственная водка, равная водке Смирнова, это водка Бачевского из Львова».

Рекламные затраты окупились с лихвой. Продукция ликеро-водочной фабрики пользовалась огромным успехом в Галиции. Предприятие стало не только крупнейшим производителем алкоголя в регионе, но и своеобразной визитной карточкой Львова.

Водка в графине

Самая знаменитая придумка Бачевского — радикально изменить форму фирменной тары. Чтобы продукция под маркой J. A. Baczewski визуально отличалась от продукции конкурентов, Юзеф велел разливать алкоголь не в бутылки, а в… хрустальные графины. Вначале испытал новинку на экспортной продукции. А когда убедился, что ход оказался весьма удачным, стал разливать вообще всю свою продукцию исключительно в графины.

С тех пор графин стал визуальным символом фирмы Юзефа Бачевского. Например, на Галицкой краевой ярмарке, состоявшейся во Львове в 1894 году, павильон компании J. A. Baczewski был сооружен в виде огромного графина. Разумеется, стенд стал самым посещаемым, а экспозиция была признала наиболее интересной.

Кроме того, предприниматель регулярно участвовал в крупных международных выставках, где его продукция получала престижные награды. На протяжении четверти столетия львовянин был среди лучших европейских производителей горячительных напитков. Даже неполный список полученных на выставках наград впечатляет: 1866 — Вена, 1867 — Париж, 1868 — Гавр, 1869 — Амстердам, 1872 — Москва и Лондон, 1873 — Лондон и Вена, 1878 — Париж, 1888 — Львов, 1900 — Гран-при на Всемирной выставке в Париже и т. д.

Фирма экспортировала продукцию во многие страны — Францию, Британию, Италию, Германию, а также на другие континенты — в государства Северной и Южной Америки, а также в Австралию. Фабрика вошла в число крупнейших производителей в Центральной Европе: выпускала более 300  сортов водок и ликеров.

«Четыре водки Бачевского»

Успешный предприниматель активно участвовал в общественной жизни. В 1871 году он был избран в мэрию Львова, где возглавил комиссию по экономическому развитию города. Не был он чужд и филантропии, направляя на благотворительность значительную часть прибыли.

В 1880‑е годы Юзеф купил дворец Целецких, расположенный у подножия Высокого Замка, и перенес свою фабрику туда. Позднее, уже в 1908 году, по проекту профессора архитектуры Владислава Садловского здание и главный вход были перестроены. Тогда же проложили специальную железнодорожную ветку, соединившую фабрику со станцией Подзамче — для удобства вывоза готовой продукции.

Сама же семья предпринимателя — жена, двое сыновей — жила в самом центре Львова, на знаменитой площади Рынок. Им принадлежала старинная каменица № 31. Ее первый этаж был отдан под фирменный магазин Бачевских.

О широкой популярности продукции J. A. Baczewski свидетельствует хотя бы тот факт, что львовские батяры (уличные проказники) на своем жаргоне называли водку не «горілка», а «бачевский». Фамилию бизнесмена охотно использовали в качестве синонима водки и тогдашние сатирики. Да и литераторы не обошли вниманием его продукцию. Известный львовский поэт Генрик Збежховский написал в одном стихотворении:

Меня четыре водки Бачевского

Вдохновят на наилучшее

четверостишие на свете.

В океане и по воздуху

Предприниматель, купив участок земли на Лычаковском кладбище, заказал архитектору Яну Шульцу семейный мавзолей — самую большую усыпальницу на этом кладбище. Там упокоились многие его близкие, а в 1911 году был похоронен и сам Юзеф Бачевский.

Фирму унаследовали его сыновья: Леопольд как химик стал курировать производство, а Генрик как юрист взял на себя маркетинговую стратегию. Чтобы извлечь все выгоды из популярности фирмы, наследники оставили в ее названии отцовские инициалы — J. A. Baczewski.

К 1918 году, когда Австро-Венгерская империя прекратила существование и Львов стал городом в независимой Польше, алкоголь Бачевских был одним из двух самых популярных экспортных товаров страны. Для сохранения цены и знаменитого качества Леопольд и Генрик решили не увеличивать объемы производства. А для продвижения самых дорогих сортов водки предприняли, подобно отцу, отличный пиар-ход: подписали контракт с двумя известными океанскими лайнерами Pilsudski і Polonia, на борту которых пропагандировали эти напитки.

Кроме того, продукция под маркой J. A. Baczewski стала первым в мире алкоголем, ежедневно доставляемым потребителю по воздуху, — в 1930‑е ликеры Бачевских возили самолетами в Париж, Вену и Прагу.

«Художества» фирмы в Стрыйском парке удивляли Львов на протяжении многих лет. Знаменитому писателю-фантасту Станиславу Лему, львовскому гимназисту 1930‑х, запомнилась «башня Бачевского, четырехугольная, вся обложенная рядами запечатанных разноцветных бутылок. Меня всегда интересовало: был ли в бутылках настоящий ликер или только цветная вода?» Перед башней был длинный полукруглый павильон: «Стоя под башней Бачевского, можно было разбудить эхо, спящее в пространстве; достаточно сильный хлопок в ладони повторялся четыре, пять, а то и шесть раз, так же, как и любой звук».

Фирма Бачевских работала во Львове до 1939 года. С началом Второй мировой войны она оказалась в эпицентре боевых действий: сначала подверглась бомбардировке немецкой авиации, а потом была разграблена большевиками. После войны потомки Юзефа Бачевского возобновили деятельность фабрики уже не в советском Львове, а в Вене. Алкоголь под брендом J. A. Baczewski там производят до сих пор.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама