Економіка

санкции

В Антимонопольном комитете медлят с решениями по резонансным делам. Ждут новое начальство

Антимонопольный комитет медлит с решениями по резонансным делам
Фото: Капитал

За последние несколько лет за Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) закрепилась репутация карательного ведомства. АМКУ выписывал рекордные суммы штрафов отдельным компаниям, в результате чего значительно вырос и общий объем санкций.

Вместе с тем комитет усилил контроль над товарными рынками, начав ряд масштабных исследований. Самым резонансным можно назвать начатое в 2012 г. расследование относительно сговора розничных сетей. АМКУ обвинил ритейлеров в обмене информацией, что привело к ценовому сговору и необоснованному росту стоимости товаров. В материалах дела, как ранее сообщали в АМКУ, фигурирует почти два десятка компаний, которым в случае подтверждения их вины грозит общий штраф в 20 млрд грн.

После смены правительства, повлекшего за собой увольнение главы комитета Василия Цушко и его первого заместителя Рафаэля Кузьмина в АМКУ взяли паузу в расследовании, сконцентрировавшись на текущих задачах. «На сегодняшний день комитет проводит исследования региональных рынков услуг по организации розничной торговли в неспециализированных магазинах с преимущественно продовольственным ассортиментом. Это исследование находится на стадии сбора и анализа информации», — сообщили «Ка­­­пи­­талу» в пресс-службе ведомства. При этом уточни­ли, что громкое расследование по сговору ритейлеров «находится на этапе подготовки проекта решения». Других подробностей в АМКУ пока не раскрывают.

От таблеток до бензина

Розничный продовольственный сектор — не единственный рынок, удостоившийся внимания АМКУ. Согласно отчету комитета за прошлый год, в 2014 г. запланировано исследование рынка строительных материалов, изучение сопутствующих услуг при предоставлении административных услуг, проверка компаний по подключению объектов градостроительства к инженерным сетям, а также мониторинг розничной торговли лекарственными средствами.

47,4 млн грн штрафов и пени по просрочке их уплаты было выплачено в прошлом году.
Это менее 6,5 % от объема наложенных АМКУ взысканий за 2013 г.

Что касается последнего, в апреле АМКУ начал соответствующее исследование. Как объяснили «Капиталу» в комитете, поводом для этого послужили многочисленные обращения граждан после существенного подорожания лекарств, вызванного в том числе валютными колебаниями. Но наряду с объективными факторами АМКУ нашел признаки злоупотребления рыночной властью и согласования конкурентного поведения участников рынка лекарств. Впрочем ни публично, ни на запрос издания информацию по этому делу комитет пока не разглашает.

С начала года также тянутся разбирательства АМКУ в отношении автозаправочных сетей. Еще в январе Министерство энергетики и угольной промышленности обратилось в комитет с предложением расследовать рост цен на заправках страны. В частности, претензии у Минэнергоугля возникли к компаниям, владеющим сетями «ОККО», WOG и Shell. Сперва АМКУ назвал цены экономически обоснованными, придя к выводу, что рост стоимости бензина и дизельного топлива спровоцировала девальвация гривни. Однако уже после кадровых чисток АМКУ начал собственное полномасштабное расследование. В частности, ведомство запросило информацию у компаний относительно заключенных договоров по поставкам и продаже топлива, сведения о контрагентах, а также данные о стоимости приобретенного и реализованного бензина.

Как выяснилось позже, многие компании проигнорировали рекомендации АМКУ. «Эти требования соответствуют стандартам исследования рынков, которые проводят органы Антимонопольного комитета, позволяют обоснованно и беспристрастно осуществлять контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции», — говорят в комитете. Несколько недель назад в ведомстве заявили, что отдельные компании, которые получили требования, пытаются уклониться от предоставления запрашиваемой информации, предпринимая «попытки оказывать давление как на сотрудников центрального аппарата, так и на специалистов областных территориальных отделений». Вероятней всего, точку в этом деле, как и в случае в аптекарями, придется ставить уже новому руководителю АМКУ. Как ранее писал «Капитал», ссылаясь на информированные источники из администрации президента, наиболее вероятным кандидатом на эту должность считается бывший бизнес-партнер Петра Порошенко Олег Свинарчук.

Штрафной удар

Несмотря на активность по исследованию рынков, в текущем году АМКУ достаточно сдержанно ведет себя, принимая решения о санкциях для нарушителей закона об экономической конкуренции. В связи с чем ведомство умерило пыл, остается загадкой.

Впрочем до последнего време­ни многомиллионные санкции не по­­пада­­ли по назначению, то есть в гос­­бюджет. В прошлом году было выплачено 47,4 млн грн штрафов и пени по просрочке их уплаты, свидетельствует статистика АМКУ. Это менее 6,5 % от объема наложенных взысканий за прошлый год — 744 млн грн, что стало рекордным показателем для АМКУ по размеру выписанных санкций.

744 млн грн взысканий было наложено Антимонопольным комитетом за прошлый год

Причин такой диспропорции несколько. Во-первых, по некоторым из принятых решений срок уплаты еще не наступил. А во‑вторых, часть решений комитета ответчики оспаривают в судах. Ранее в АМКУ говорили, что доля принимаемых в их пользу судебных решений, как правило, составляет 80‑90 %. Тем не менее в казну который год подряд поступает лишь малая часть из положенного. При этом когда суммы штрафов были в десятки раз меньше, доля уплаченных санкций была в разы выше.

По словам партнера-учредителя Адвокатского объединения Arzinger Сергея Шкляра, в связи со сложившейся экономической и политиче­ской ситуацией в стране, сейчас слож­­­но говорить о тенденциях в раз­­­мерах штрафов за нарушение кон­­­курентного законодательства. При этом, по его словам, несмотря на значительное давление представителей бизнеса, общественности и европейских институций, работа над созданием методики определения размера штрафов на данный момент активно не ведется. «На наш взгляд, такая работа должна быть активизирована в связи с обязательствами, которые Украина взяла на себя, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, а также с учетом общей направленности на от­­крытую и прозрачную политику Антимонопольного комитета», — го­­ворит юрист.

В целом, считает Шкляр, нельзя не отметить спад активности АМКУ в вынесении решений по результатам расследований. «В то же время стабильной остается работа АМКУ в сфере привлечения к ответственности за сговор на торгах, — уточнил юрист. — Например, размеры штрафов за сговор на торгах в некоторых из последних дел АМКУ составили 200 тыс., 400 тыс. и 1 млн грн соответственно».

 

ВРЕМЕННАЯ ПАУЗА

Лана Синичкина, партнер Адвокатского объединения Arzinger

С начала 2014 г. в силу объективных причин, среди которых экономическая ситуация в стране и девальвация нацио нальной валюты, в Украине наблюдается постоянный рост цен на такие социально важные товары, как лекарства и продукты питания.
Такое колебание цен на социально значимых рынках всегда привлекает внимание АМКУ. Комитет проверяет, насколько ценовая политика участников рынка является экономически обоснованной, нет ли признаков ценовых картелей и других злоупотреблений, которые могут привести к неоправданно высоким ценам для потребителей и искажению конкуренции на соответствующих товарных рынках. На сегодняшний день открыто несколько дел по признакам антиконкурентных согласованных действий некоторых глобальных фармацевтических компаний — поставщиков лекарственных средств и дистрибьюторов.

Кроме того, в 2014 г. АМКУ начал исследование рынка розничной реализации лекарственных средств в связи с существенным повышением цен на препараты в аптеках, что, по мнению АМКУ, связано не только с объективными условиями, такими как, например, введение НДС на препараты. Известно, что АМКУ уже собрал достаточно большое количество информации о фармрынке из различных источников: ведомство направляло запросы как непосредственно субъектам расследований, так и другим операторам рынка. Надо сказать, что в целом это расследование характеризуется серьезной глубиной, детальной проработкой как на уровне Украины, так и вне ее.

В то же время перед фармацевтическими компаниями стоит важная задача объяснить Антимонопольному комитету рыночные условия работы в этой сфере, обусловленные определенными особенностями ее функционирования, которые связаны в первую очередь со специфическим государственным регулированием этого рынка. Тревожным сигналом для участников рынка является попытка АМКУ при квалификации нарушений поставить под сомнение обычные рыночные практики компаний, которые никогда не воспринимались как возможные нарушения антимонопольного или другого законодательства. В этой связи очень важно правильно переводить соответствующие пояснения участников рынка с языка коммерческих операций на язык конкурентного права. Что касается рынка пищевых продуктов, громкое дело по обвинению торговых сетей в антиконкурентных согласованных действиях находится на завершающем этапе, однако решение комитетом пока не вынесено.

В нынешнем году АМКУ контролирует ситуацию на рынке с помощью обязательных к выполнению рекомендаций, призывающих воздерживаться от необоснованного повышения розничных цен на продукты питания. С одной стороны, тот факт, что ни одно из указанных дел на сегодняшний день не завершено, может свидетельствовать о том, что АМКУ взял паузу
для более детального изучения особенностей рынков и то решения, вынесенные по результатам расследований, будут качественно отличаться от тех, которые нам приходилось видеть, в виду их обоснованности, анализа соответствующих рынков и других деталей. С другой стороны, задержка в вынесении решений может говорить и о том, что в этом вопросе необходимо проявление политической воли новым руководством АМКУ, назначение которого ожидается в ближайшее время.

КНУТ НА ПРЯНИК

Павел Логинов, ведущий юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Несмотря на то, что несколько месяцев АМКУ работает без назначенного главы и ряда государственных уполномоченных, ведомство активно ведет работу и исследует рынки реализации лекарственных средств, а также производства и реализации табачных изделий. В поле зрения комитета постоянно находятся рынки розничной торговли нефтепродуктами (бензин и дизельное топливо) и продовольственными товарами.

АМКУ уделяет внимание и рынку строительства и строительных материалов. Таким образом, можно констатировать выполнение задекларированных комитетом целей, несмотря на все обстоятельства, а также пристальное внимание к рынкам, ценообразование на которых является важным для населения.

Первое полугодие 2014 г. не ознаменовалось громкими и значительными штрафными санкциями по отношению к субъектам хозяйствования. По официально доступной информации, за указанный период самый крупный штраф составил 1 млн грн, размер остальных редко превышает 100 тыс. грн. Соответственно, можно сделать промежуточный вывод, что АМКУ отошел от фискального подхода, применяемого ранее. Окончательные выводы можно будет сделать в конце года, так как деловая активность (и, соответственно, активность АМКУ) в осеннезимний период обычно возрастает. Следует отметить, что статистика судебных обжалований решений АМКУ при прежней власти все-таки была далеко не в пользу бизнеса.

В 2014 г. судебные процессы длятся достаточно долго, и в данный момент трудно оценить изменения в отношении внимательности АМКУ в проводимых расследованиях. Что касается «жесткости к бизнесу», корректные выводы можно будет сделать после утверждения нового руководства АМКУ, которое до сих пор не назначено. Именно оно будет определять генеральную линию АМКУ по отношению к бизнесу.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама