Технології

телевидение

Процесс перевода Украины на цифровое эфирное ТВ застопорился. Граждане перестали покупать приставки, а государство так и не дало денег на сет-топ-боксы для льготников

Процесс перевода Украины на цифровое эфирное ТВ застопорился. Граждане перестали покупать приставки, а государство так и не дало денег на сет-топ-боксы для льготников
Украинцы готовы принимать цифровой сигнал. Государство медлит с финансированием поставок необходимого оборудования
Фото: Иван Черничкин

Генеральный директор компании «Зеонбуд» Виктор Галич в одном из последних интервью хвастался, что сегодня около 7 млн украинских телезрителей смотрят цифровое эфирное ТВ. Но представители телеканалов говорят, что реальное количество таковых в три раза меньше.

Каналы не верят данным «Зеонбуда»

Как рассказал «Капиталу» генеральный директор телеканала «М1» Валентин Коваль, согласно результатам исследования, заказанного украинскими телеканалами в компании GfK Ukraine, «цифру» на конец марта 2013 г. смотрели лишь 2,3 млн человек (5,8 % от общего количества украинских домохозяйств). «Они («Зеонбуд». — «Капитал») посчитали, что у 7 млн телезрителей есть возможность принять сигнал, но это же не значит, что все они смотрят цифровое ТВ», — добавил директор департамента развития сети и филиалов телеканала СТБ (входит в группу телеканалов StarLightMedia) Геннадий Кизима. Исследованию GfK он доверяет больше.

Каждая из сторон пытается вывернуть ситуацию на свой лад. Руководству «Зеонбуда» нужно оправдаться перед Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания и инвесторами (в 2010 г. провайдер получил эксклюзивную лицензию, потратил 1 млрд грн на оборудование, а в 2012 г. — 450 млн грн из бюджета на закупку приставок льготникам). Телеканалы же пытаются упрекнуть провайдера в невыполнении планов и выбить скидку. Сейчас они платят за распространение сигнала по 2,1 млн грн в месяц. В мае 2012 г. Галич обещал, что до конца 2012 г. к сети будет подключено 2,5 млн приставок. Об этом «Капиталу» сообщил сотрудник компании, занимающейся поставкой цифровых ТВ-приставок. Согласно результатам его мониторинга, в общей сложности было инсталлировано только 1,8 млн устройств. То есть потенциальная аудитория услуги — 4,8 млн телезрителей.

Приставки перестали
покупать

Представитель одного из ключевых поставщиков приставок, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что в І квартале 2013 г. наблюдалось значительное снижение продаж цифровых сет-топ-боксов — в 2‑2,5 раза по сравнению с концом 2012 г. Согласно заявлениям Виктора Галича, в прошлом году продавалось примерно 100‑120 тыс. приставок в месяц.

Собеседник издания указывает, что основная причина спада — отсутствие рекламы цифровой сети на украинских телеканалах с начала года. Две недели назад на эту проблему обратил внимание Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. По заявлению его главы Владимира Манжосова, общенациональные телеканалы получили уведомления с требованием возобновить рекламу. «Два из них уже исправились. Сейчас ведется мониторинг остальных. Если реклама и дальше не будет транслироваться, им будет вынесено предупреждение», — сообщил Манжосов. В свою очередь, телеканалы называют такую рекламу малоэффективной. «В рекламе для населения они рассказывают, что есть «цифра», а о том, что не будет аналога, молчат», — рассказал менеджер «СТБ».

Хорошковский ушел

Все тот же представитель поставщика ТВ-приставок предполагает, что интерес к «цифре» мог пропасть и в связи с уходом в феврале ключевого акционера группы «Интер» Валерия Хорошковского, который, по словам собеседника издания, был одним из основных лоббистов создания «Зеонбуда». Косвенным подтверждением этому служат привилегии группы в цифровой сети — 8 из 32 каналов, получивших лицензию на цифровое вещание, — ее проекты.

Негативно повлияла на распространение цифрового эфирного телевидения также ситуация с условием поставок и ценой сет-топ-боксов. Государство выбрало только двух ключевых поставщиков — «Стронг» и «Ромсат» — и искусственно сдерживало рыночную конкуренцию. Сейчас приобрести устройства можно за 535‑700 грн. Директор одесской компании «Инфомир» Александр Мараховский рассказал, что его фирма могла поставлять аналогичные приставки по значительно меньшей цене.

Кроме того, для просмотра «цифры» нужно приобрести еще и новую антенну. «Для жителей Украины потратить 1 тыс. грн (около 600 грн на саму приставку и 400 грн на антенну) — это дорого», — отметил мене­джер «СТБ» Кизима. Такие же средства, по его словам, можно использовать на спутниковое оборудование и получить доступ не к 32 каналам, а к гораздо большему объему ТВ-контента.

От аналога не спешат
отказываться

С поставкой оборудования затягивает и государство: в этом году Кабмин так и не выделил 300 млн грн на приобретение льготных ТВ-приставок, которых, как утверждает глава Государственного комитета телевидения и радиовещания Александр Курдинович, нужно еще 595 тыс.

По словам члена Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Николая Фартушного, отключение аналогового сигнала планировалось еще в 2012 г., но из‑за дефицита ТВ-приставок этого так и не сделали. Он категоричен: «Пока «Зеонбуд» не предоставит нам стопроцентную карту покрытия «цифрой» населения в определенном регионе, отключение аналога там не произойдет». Кроме того, говорит Фартушный, «дать отмашку» Нацсовету на отключение аналога должны сами телеканалы. «Без их согласия мы не сможем отключить аналоговое вещание», — добавил он. По данным компании SES Astra, количество абонентов эфирного аналогового ТВ в Украине составляет 8,45 млн (это почти 23 млн телезрителей). Государство, согласно международному соглашению Женева-2006, обязалось предоставить им возможность приема «цифры» до конца 2015 г., когда аналог будет полностью отключен.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама