Бизнес

оттепель

Херсонский судостроительный получил заказ на постройку корпусов

Херсонский судостроительный завод (ХСЗ, подконтрольный «Смарт-Холдингу») получил заказ на изготовление двух корпусов для компании Kirgan Holding S. A. Об этом сообщил на своей странице в Facebook исполнительный директор Smart Maritime Group (входит в «Смарт-Холдинг») Василий Федин. Общая сумма контракта составляет 23 млн грн. «На этой неделе уже получили предоплату, до августа будем с работой», — подтвердил он. Другие подробности, в том числе и перспективы расширения контракта, не оглашаются.

Старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Ан­дрей­ченко говорит, что сопоставимую выручку от заказов в прошлом году ХСЗ осваивал всего за месяц: «Трудно представить, как компания собирается протянуть аж до конца лета следующего года».

Впрочем, профильные специалисты смотрят на это более оптимистично. Даже такой контракт можно считать позитивным сигналом для отрасли. По сути, это первый с начала года заказ, который хоть и не сможет в полной мере возродить деятельность завода (который еще недавно строил 10‑12 полнокомплектных сухогрузов в год), но даст сборщикам и сварщикам работу, комментирует «Капиталу» положение дел в отрасли президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.

Несвойственные работы

В последнее время украинским судостроителям приходится довольствоваться судоремонтом, а то и вовсе непрофильными подработками. На ХСЗ сегодня в ремонте находится восемь судов, общая сумма контрактов — около 22 млн грн. Кроме того, ХСЗ и ЧСЗ (Черноморский судостроительный завод, также подконтрольный холдингу) осуществляют через свои терминалы грузоперевалку, хотя объемы ее невелики, рассказали в «Смарт-Холдинге».

Вместе с тем сегодня на ЧСЗ проводится ремонт специализированного судна по контракту с Администрацией морских портов Украины на 30 млн грн. А еще машиностроительное подразделение завода выполняет заказы для группы «Метинвест», компании Corum и горно-металлургических заводов группы «Приват». «В ноябре предприятие заключило крупный контракт по изготовлению барабанных смесителей для аглофабрики ММК им. Ильича на 17 млн грн», — отмечают в компании. В «Смарт-Холдинге» указывают на то, что в этом году по сравнению с 2013 г. объемы производства упали в шесть раз.

Причинно-следственные связи

Еще недавно отечественные судостроители развивались во многом за счет российских заказчиков. «Смарт-Холдинг» (до этого года также управлял заводом «Океан») планировал строить корабли для России до 2020 г. на сумму $ 4 млрд, в частности траулеры и газовозы.

Бывший директор Севастопольского морского завода (ныне — директор ГП «Зоря»-«Машпроект») Константин Картошкин в комментарии «Капиталу» напомнил, что ХСЗ и ЧСЗ также были задействованы в программе по разработке черноморского шельфа, куда поставляли буровые суда-снабженцы для «Черноморнефтегаза». Феодосийское предприятие «Море» поставляло десантные корабли для Китая, а керченский «Залив» — корпуса для нефтегазового сектора Норвегии. Последний даже планировал создать судостроительный комплекс совместно с Bergen Group.

Однако, как ранее сообщал «Капитал», крымские компании после аннексии полуострова перешли под контроль российских структур. А предприятия на материковой части страны остались без заказов. В прошлом году государство планировало провести экономический эксперимент в судостроении, где предполагалась льготная поддержка отрасли, а также государственные заказы. Но проект так и не заработал, а верфи остались ни с чем.

Возможности

Картошкин надеется, что отечественные кораблестроители смогли бы поправить свое положение заказами для трейдеров, доставляющих грузы в украинские порты. «Ежегодно в порты проходит свыше сотни миллионов тонн грузов, и для этого используются иностранные суда. Так почему же не доставлять товар нашими кораблями?» — вопрошает он.

Руководитель аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин считает, что военный конфликт должен стимулировать государство обеспечить обороноспособность страны, что дает предпосылки рассчитывать на заказы по строительству катеров или пограничных корветов. По мнению Андрейченко, украинские верфи также могут быть востребованы в Европе, где продолжается активное освоение шельфа, в частности в Норвегии. «Сейчас потребности в кораблях для разведки шельфа обострились, так как Европа планирует потреблять больше газа из этого региона, чтобы снизить зависимость от российского», — отметил аналитик.

Участники рынка более сдержаны в оценках. В «Смарт-Холдинге» говорят, что еще недавно наиболее перспективным для компании было офшорное судостроение и строительство коммерческих судов типа река-море (танкеров и сухогрузов) дедвейтом до 30 тыс. т. «Однако нестабильная социально-экономическая ситуация в стране и вооруженный конфликт перечеркнули наши планы, — отмечают в «Смарт-Холдинге». — Сегодня основной операционной задачей является поиск любых профильных и непрофильных контрактов, которые позволят предприятиям выживать в условиях негативной конъюнктуры».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама