Бизнес

стратегии

Строители и рестораторы ищут счастья за границей

Строители и рестораторы ищут счастья за границей
Фото: Константин Мельницкий

Малый и средний бизнес ищет новые рынки сбыта: предприниматели считают, что заработать в Украине им не удастся. Знакомый бизнесменам российский рынок, где ранее хотели открывать свои представительства многие украинские компании, теперь закрыт. Поэтому игроки стали активно искать другие страны для развития. Например, строители присматриваются к Казахстану, рестораторы — к Испании.

Но не всем предпринимателям удастся получать прибыль за границей, где конкуренция гораздо выше по сравнению с Украиной.

Массовая миграция

Активнее всего на зарубежные рынки выходят продавцы одежды и рестораторы. В этом году группа компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) намерена открыть четыре магазина Levi’s и Guess в Астане (Казахстан), рассказал «Капиталу» генеральный директор компании Андрей Макаров. «Мы получили право на развитие этих сетей по франчайзингу», — уточнил он и добавил, что рынок ритейла этой страны растет в среднем на 12-15% в год.

Макаров отмечает, что дальнейшие планы по развитию в этой стране будут зависеть от результатов работы первых магазинов сети.

фото: Иван Черничкин

Ресторатор Геннадий Медведев решил развиваться в странах западной Европы. До конца 2015 г. он намерен открыть ресторан мексиканской кухни Grill do Brasil. «Этот формат отработан в Украине и будет пользоваться популярностью», — считает он.

Некоторые игроки уже успели частично реализовать свои планы. Например, ресторатор Дмитрий Борисов летом 2014 г. открыл Crab’s Burger в Барселоне, инвестировав в него около € 300 тыс. До конца этого года он рассчитывает обзавестись собственными заведениями в Лондоне и Нью-Йорке.

Компания FM Group («Мураками», Tarantino, «Руккола», «Лаки Лучано») в конце прошлого года открыла ресторан в Лондоне и сейчас занимается поиском еще одной площадки в столице Туманного Альбиона. Возможность открыть свой бизнес за пределами страны рассматривает сеть Mafia, которая получила предложение от бизнесменов из Германии и Эмиратов, а также ресторатор Антон Белецкий.

Строители не отстают

За границу стремятся выйти многие застройщики, рассказывает директор Сергей Овчинников. «Компании участвуют в тендерах на выполнение генподрядных работ в Казахстане и Грузии», — отмечает он. Например, в прошлом году свои представительства в этих странах зарегистрировала компания «Альтис-Холдинг». За рубеж потянулись и украинские консультанты, большая часть которых работает в странах ближнего зарубежья — Казахстане, Беларуси и пр. «В этом году ко мне поступали заказы на консультацию зарубежных ресторанов из этих стран», — признает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова и добавляет, что в этом году планирует активнее работать с заказчиками из-за границы.

Неприглядная реальность

В Украине для застройщиков сейчас нет работы, уточняет Сергей Овчинников. «Сейчас завершаются старые проекты, за новые практически никто не берется», — поясняет он. Но на статистических данных сегодняшняя ситуация отразится только года через два, максимум — пять лет, столько времени в среднем занимает реализация проекта в сфере недвижимости. По данным же Государственной службы статистики, за 2014 г. в Украине было выполнено строительных работ на сумму 50,2 млрд грн, что на 21,7% меньше по сравнению с 2013 г. Связано это с сокращением спроса на всех рынках недвижимости.

У рестораторов схожие причины для осваивания зарубежных рынков. Как ранее писал «Капитал», в 2014 г. ресторанный рынок впервые за пять лет упал (на 11% до 21,4 млрд грн). В Украине закрылся каждый третий ресторан.

Сложный выбор

Выход на зарубежные рынки не гарантирует бизнесменам успех. Ольга Насонова говорит, что конкуренция очень жесткая, поэтому рестораторам будет непросто. Например, только в Барселоне работает около 4 тыс. ресторанов, тогда как в Киеве — только 1,5 тыс. «Пока мне неизвестен ни один случай, чтобы заведение украинской сети успешно работало в другой стране на протяжении года», — констатирует она. Среди основных ошибок собственников заведений эксперт называет неудачную концепцию (заведения украинской кухни пользуются успехом далеко не везде), а также низкое качество блюд. Например, в Испании в отличие от Украины посетители не будут есть блюда из замороженных морепродуктов.

На строительном рынке ситуация не лучше: генподрядчики могут рассчитывать на относительно невысокую рентабельность — до 10% от стоимости работ, а также испытывают проблемы с привлечением высококлассных специалистов. Сергей Овчинников говорит, что средний возраст украинских инженеров, квалификация которых соответствует требованиям зарубежных партнеров, составляет около 60 лет. Большинство из них не хочет переезжать в другую страну.

Другого выхода у украинских строителей и рестораторов пока нет. Прогнозы экспертов по ситуации на украинском рынке в 2015 г. неутешительно. Например, по прогнозам Национального банка, в этом году инфляция составит 17-18%. ВВП может упасть на 4,3%. «Я уже давно заметил, что при снижении ВВП спрос на недвижимость снижается», — подчеркивает председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. К сокращению спроса готовятся и ритейлеры. Андрей Макаров считает, что в феврале-марте вынужден будет отказаться от некоторых своих магазинов.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама