Економіка

льготы

Полномочия Антимонопольного комитета могут быть расширены. Предполагается предоставление ему контроля за распределением льгот и субсидий для бизнеса. В итоге объем господдержки сократится почти на 10 млрд грн

Комитет Верховной Рады по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики рекомендовал парламенту принять за основу правительственный законопроект о предоставлении государственной поддержки бизнесу. Проект предполагает создание системы мониторинга госпомощи и контроля за ее влиянием на конкуренцию.

Этими полномочиями предложено наделить Антимонопольный комитет (АМКУ), на базе которого предусмотрено создание нового департамента по вопросам государственной помощи. К тому же АМКУ будет отвечать за ведение специального реестра, в котором будет храниться вся информация по предоставляемым предприятиям льготам.

Сфера полномочий

Если парламентарии одобрят документ, АМКУ получит право решать, кому стоит предоставлять господдержку, а кому нет. Но при этом ведомство не будет определять размер дотаций и прочих льгот. Как и раньше, это останется прерогативой правительства.

Как рассказала «Капиталу» председатель профильного комитета парламента Александра Кужель («Батьківщина»), прежде чем поддержать документ, члены комитета провели консультации с экспертами Европейской бизнес-ассоциации и Киево-Могилянской академии.

«Это европейская норма, когда уполномоченный антимонопольный орган осуществляет контроль за тем, как бизнес получает и расходует бюджетные деньги», — сказала депутат.

По ее словам, вполне вероятно, что уже после отпуска Рада сможет рассмотреть документ, хотя против него выступило Министерство доходов и сборов.

Как отмечается в пояснительной записке, министерство отказалось поддержать документ в целом, но не представило своих замечаний.

Как предположила Кужель, это может означать, что Миндоходов видит в АМКУ серьезного конкурента в сфере контроля над льготами. По словам нардепа, очень показательным является пример России, где антимонопольное ведомство имеет намного больше полномочий, чем налоговые органы.

Миндоходов на вопросы «Капитала» вчера не ответило.

Одно из наиболее важных полномочий, которое получит АМКУ, — требование через суд возврата предприятиями государственной помощи, за счет которой ее получатели приобрели дополнительные конкурентные преимущества.

Согласно законопроекту, под контроль АМКУ попадут также субсидии, списание долгов и штрафных санкций, компенсации убытков, гарантии и кредиты на льготных условиях. Однако АМКУ предусмотрело в документе и возможность других форм господдержки, прописав пункт «Другие формы государственной помощи, которые улучшают финансовое состояние субъекта хозяйствования».

Действие закона не будет распространяться на аграрный сектор. Это, по словам первого заместителя директора Национального института стратегических исследований Ярослава Жалило, обычная практика и для экономик европейских стран.

«Сельское хозяйство — специфическое производство с высокими рисками. Кроме экономической оно выполняет и социальную функцию. Поэтому должно существовать отдельное законодательство, которое бы определяло систему госпомощи аграрному бизнесу», — убежден эксперт.

Сэкономить любой ценой

Создание системы мониторинга господдержки обойдется бюджету более чем в 6 млн грн. В частности, деньги предусмотрены на выплату зарплаты 30 работникам нового департамента и сотрудникам, которые будут закреплены за 14 министерствами. Но получив новые полномочия, АМКУ с лихвой окупит содержание штата.

По данным Института экономических исследований и политических консультаций, объем прямой и непрямой государственной помощи в Украине составляет около 4‑6 % ВВП.

При номинальном внутреннем валовом продукте 1,4 трлн грн в 2012 г. средняя сумма госпомощи составила около 56‑74 млрд грн, а по европейским меркам этот показатель не должен превышать 14 млрд грн.

Согласно пояснительной записке, с учетом опыта стран ЕС, которые ввели контроль за господдержкой бизнеса, сокращение этого показателя может составлять до 1,5 % ВВП. По прогнозным оценкам АМКУ, экономия бюджетных средств составит 9,9 млрд грн.

Правда, по мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, существует риск, что Антимонопольный комитет, получив от парламента соответствующие полномочия, будет сводить контроль за госпомощью к вопросам конкуренции, игнорируя такие составляющие, как обеспечение целевого характера льгот и эффективность для реализации тех или иных стратегических задач.

«Когда мы изучали эту проблему, то пришли к выводу, что не вполне корректно сводить вопросы контроля за госпомощью исключительно к функциям АМКУ. Если использовать европейскую практику, то они гораздо шире — существуют либо спецподразделения или организации, комитеты, либо определенное разветвленное законодательство», — отметил Ярослав Жалило.

По мнению эксперта, если АМКУ все же нацелится исключительно на контроль за равноправностью конкуренции, тогда объем льгот и субсидий для бизнеса заметно сократится.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама