Мнения

международные отношения

Цена «цивилизационного выбора» продолжает возрастать

16 декабря 2016 года президент России Владимир Путин подписал Указ о приостановлении с 1 января 2016 года Договора о Зоне Свободной Торговли (ЗСТ) в отношении Украины, — в связи с вступлением в силу ЗСТ Украины с ЕС.

21 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о включении Украины в список стран, в отношении которых действует продуктовое эмбарго, — в ответ на присоединение Киева к санкциям ЕС против Москвы.

Мы попытаемся сделать оценку ущерба, который нанесут эти меры Украине.

Эмбарго может быть просчитано

Еще в ноябре с.г., премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценил возможные потери Украины от гипотетического на тот момент российского продовольственного эмбарго в $600 млн. Правда, никакого обоснования этой оценки он, как обычно, не привел. Хотя, собственно говоря, здесь расчет несложен: за 9 месяцев 2015 года украинский экспорт в Россию «санкционных продуктов» составил всего $93 млн., что в годовом исчислении составляет примерно $120 млн. Это и есть наиболее близкая к реалиям цифра ожидаемых потерь. Для сравнения: в 2014 году РФ закупила в Украине продуктов из «санкционного списка» на $287 млн., т.е. в абсолютных цифрах падение поступлений от экспорта «санкционных продуктов» в следующем году — до нуля — даже меньше, нежели в текущем.

Однако, эти потери распределятся по отраслям украинского АПК весьма неравномерно. Более того, по итогам первых 9 месяцев 2015 года, по экспорту украинской свинины в РФ наблюдался рекордный прирост — в 20 раз в долларовом выражении и в 40 раз — в натуральном. В то же время, на 98-99% (в стоимостном выражении) упал экспорт молока и сливочного масла, более чем на 90% — экспорт овощей, фруктов, сыров и творога.

Отказ от ЗСТ может быть оценен

Менее очевидной выглядит ситуация с отказом РФ от ЗСТ с Украиной. На сегодня на все товары, импортируемые в ЕС из Украины в РФ (кроме белого сахара) распространяется нулевая таможенная пошлина. С 1 января 2016 года при пересечении таможенной границы Украины и РФ будут действовать таможенные ставки в рамках ВТО.

Для нашего исследования мы получили ряд эксклюзивных оценок от ведущих украинских экспертов, которые можно представить в виде двух сценариев.

1) Умеренно-негативный прогноз воздействия отмены ЗСТ с РФ на экономику Украины озвучил Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

«Я бы сказал, что в денежном выражении это может быть около полумиллиарда долларов. Почему такая цифра? Потому что если вы посмотрите, например, 2013 год, то увидите, что тогда доля России в украинском экспорте занимала порядка 1/3. Это означает в пересчете, что с каждой гривны, которую мы получали в Украине, порядка 17 копеек были проплачены потребителями из Российской Федерации.

В 2014-15 году доля РФ в структуре нашего экспорта резко снижалась и, в конце концов, мы закончим 2015 год с долей России в структуре нашего экспорта не превышающей отметки около 10%. Это означает, что с каждой гривны, полученной в Украине, порядка 5 копеек проплачены потребителями из РФ. То есть изменения были очень быстрые и очень кардинальные.

Однако, выход Украины из зоны свободной торговли в рамках СНГ означает, прежде всего, то, что мы возвращаемся в наших взаимоотношениях к тому тарифному регулированию, которое оговаривалось во время наших двухсторонних переговоров; я имею в виду в тот момент времени, когда Россия пыталась стать членом ВТО. В данном случае это соглашение продолжает действовать, а, значит, средневзвешенный тариф в наших взаимоотношениях выходит на уровень порядка 10%. Что, в принципе, автоматически означает, что Украина (точнее — украинские экспортеры) может потерять порядка полумиллиарда долларов.

В реальности, это, конечно, серьезный удар по нашей экономике, но, также, правда, что этот удар был ожидаемый, а второе — основной удар по украино-российской торговле был нанесен гораздо раньше. А теперь мы будем жить — хоть это и неудобно — в системе расчетов ВТО».

Аналогичную позицию разделяет ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ Ярослав Жалило.

«Последствия, конечно, будут; в любом случае, это изменения условий торговли, но считать значительными эти изменения я бы не рискнул. Во-первых, речь идет о том, что сегодня по сравнению с 13 годом экспорт украинской продукции в Россию упал примерно втрое. По статистике можно говорить, что остался только экспорт той продукции, которая критически нужна на российском рынке и, соответственно, спрос ее на российском рынке весьма неэластичен. Поэтому если, допустим, будут введены импортные пошлины на украинскую продукцию, то с большой долей вероятности российские покупатели просто будут переплачивать. А во-вторых, трехкратная девальвация гривны при двукратной девальвации рубля примерно создали определенный „зазор прибыльности“, и чисто теоретически если наш экспортер захочет сохранить позиции на российском рынке, то при введении пошлин он сможет немножко сманеврировать ценой, чтобы с учетом пошлины товар не сильно подорожал для российского контрагента. А в-третьих, учитывая, что у нас сегодня порядка 12% экспорта идет в РФ, то локальные воздействия на какие-то предприятия, конечно, могут быть более ощутимыми, но в целом для экономики это несущественно. То есть, мы не говорим, что это потеря рынка, это, скорее, замедление продаж, может уменьшение на относительно небольшую сумму объема продаж в этом направлении. Но оно будет компенсировано в зависимости от направления».

2) Пессимистичный сценарий озвучил председатель Украинского Аналитического Центра Александр Охрименко.

По его мнению, переход в торгово-экономических отношениях Украины с РФ от ЗСТ к «режиму наибольшего благоприятствования» означает «потерю миллиардов долларов экспорта. То есть для нас это потеря в любом случае; для Украины это невыгодно. На сегодняшний момент мы поставляем России машиностроение и химическую промышленность. Сейчас экспорт приблизительно $5-6 млрд; вот как раз половинку потеряем. Что же касается переориентирования на европейский рынок, то это вообще невозможно. Мы поставляли и поставляем России вагоны, локомотивы, оборудование: Европа это никогда покупать не будет. У них совершенно другое оборудование и техника. Так что если мы этот рынок теряем, то заменить его невозможно. Из того, что реально: мы можем увеличить поставки чугуна, кукурузы, подсолнечного масла, меда, орехов».

Двукратное сокращение украинского импорта в РФ также прогнозирует экономический обозреватель «Радио Вести» Андрей Блинов.

«Основные последствия от разрыва экономических связей, на самом деле, состоялись — приблизительно три четверти торгового оборота уже кануло в Лету по сравнению с пиком, который был достигнут в 2011-12 годах. В ближайшее время у нас будет происходить дальнейшее сокращение во взаимной торговле из-за среднего таможенного тарифа, который на данный момент, согласно условиям вступления России в ВТО составляет 6,74%.

Кроме того, не забываем, что на российском рынке имеется достаточно большое количество ограничений, в том числе, для нашей продукции, которые вводятся по фитосанитарным и прочим регламентным нормам. Поэтому, на мой взгляд, сокращение торговли возможно еще от нынешнего объема еще двукратное».

Что касается российских оценок, то Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС считает, что новый режим приведет к снижению торговли РФ с Украиной примерно на 10%, а директор по прикладным исследованиям РЭШ Наталья Волчкова оценивает возможное снижение на 10-15%.

Вместо послесловия

ЕС не будет компенсировать Украине потерю российского рынка после введения ЗСТ между Украиной и ЕС с 1 января 2016 года. Об этом еще 19 ноября заявил еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоганнес Хан в интервью «Европейской правде».

Завантаження...
Комментарии (6)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Татьяна Ткачук 29 декабря 2015, 01:08

Сравнивая польские цены на продукты питания с нашими, - так только картошка, рис, кофе и чай у них дешевле. Так что вполне воможно, что поляки снова вспомнят челночные времена. Сигареты будут выметать вагонами.

А промышленности остается подумать о своем народе самостоятельно (потому что Сеня в этом ничего не смыслит, как говорил Азаров) и заменить старые вагоны и трамваи, проложить новые электросети и коммуникацию, изменить отопление, и т.д. Бензин, наверно, подорожает.

Валюту привезут гастарбайтеры -для них же визы отменят.

С наступающими праздниками!

0
Vega Vega 25 декабря 2015, 14:41

Зная конъюнктуру производства на юго-востоке , скорее соглашусь с Блиновым и Охрименко - труба нержавеющая. трубная заготовка, колеса и вагоны, на всё вводится пошлина и это делает покупку у нас бессмысленной, т.е минимум 6-7 крупных градообразующих комбинатов остаются без работы в Запорожье, Днепропетровске, Нижнеднепровске и т.д, это ещё больше увеличит безработицу и криминал, который уже перехлестнул 90-е, а это далеко не вечер.
Ув Дмитрий, может пришло время не рефлексировать на политические события, а дать реальный в Вашем представлении прогноз на 2016г, что ждёт Украину ? На том же Укрлайфе. Должен же хоть кто-то рассказать нашим гражданам правду, кто как не Вы , имеющий рейтинг очень умного и трезвомыслящего аналитика. А то вокруг одни Дацюки, Романенки и Соскины , с набором хорошо звучащих, но абсолютно бесполезных тезисов, забывших что бытие определяет сознание, а не наоборот. Правда для этого нужен человек задающий правильные вопросы, чтобы Вы смогли развернуть картинку, вместо дежурного "ну рассказывайте".
С ув

18
Александр Кошелев 25 декабря 2015, 10:58

"Вода дырочку найдет", все равно будут осуществляться поставки по "левым" схемам через те же Беларусь и Казахстан. Так что общее соотношение импорт-экспорт сильно не поменяется, просто эти деньги пройдут по другим статьям. В деньгах конечно все весомо снизится, но это скорее всего именно из-за падения цен на сырье, в товарном же соотношении все останется на прежнем месте. Если конечно политики не придумают что-то новое дабы "облегчить" нашу жизнь. Фантазии у них на это с избытком.

-2
Vega Vega 25 декабря 2015, 14:43

Цена схем делает поставку бессмысленной. Всё кроме некоторых видов типа двигателей на фрегаты и вертолёты производится в РФ

6
Александр Кошелев 25 декабря 2015, 15:22

Это уже действует, ибо относится к двойным технологиям и находится под украинскими санкциями. По остальному все будет упираться в стоимость логистики. Сырьевой экспорт из украины тут действительно будет малорентабельным. Ракетно-космическая отрасль можно считать будет потеряна окончательно, Остается только атомная, но там наверняка пошлин не будет или они будут минимальными. Мотор-Сич находится в сильно подвешенном состоянии, даже китайские контракты покрывают не более 20% необходимого, и я думаю ее активы будут переводится в Россию через левые схемы.

3
Vega Vega 25 декабря 2015, 15:42

Мотор уже разработал схему работы через Германию и продолжает поставку в РФ, пока их устраивает, свободных движков в продаже нет, не могу выбить на Африку ни одного.

5
реклама
реклама