Інтереси

недвижимость

Несовершенство современного законодательства делает аферы на рынке недвижимости притчей во языцех. Однако и в царской России с ее строгим регулированием находилось место для мошенников, которые вошли в историю

В царской России с ее строгим регулированием находилось место для мошенников, которые вошли в историю
Дом московского губернатора находился на тверской площади. сейчас это здание мэрии и правительства москвы

В октябре столичная милиция и УБОП раскрыли крупнейшую за последние годы аферу на рынке недвижимости: мошенники по поддельным документам продали несколько магазинов на Крещатике за баснословные 120 млн грн. Сейчас это звучит как нечто фантастическое, но 140 лет назад «Червонные валеты» провернули не менее блистательную махинацию.

По утверждению современных юристов, в царской России было достаточно сложно провернуть незаконную сделку по купле-продаже недвижимого имущества. Объясняется это тем, что нотариальная система после проведения судебной реформы 1864 года практически исключала такую возможность.

Однако если верить городским легендам, то мошенничество при продаже недвижимости все‑таки имело место. Как и сегодня, люди со связями и положением в обществе могли использовать и то и другое в корыстных целях. Один из таких обманов описал в своем рассказе «Под каланчой» журналист и бытописатель Москвы Владимир Гиляровский.

Суть дела состояла в том, что в середине 1870‑х участники шайки под названием «Червонные валеты» по подложным документам продали дом… генерал-губернатора Москвы князя Владимира Долгорукова. Впоследствии выражение «червонный валет» прижилось в русском языке для обозначения тонких неуловимых аферистов.

Золотая молодежь

Банда «валетов» состояла из золотой молодежи, которая привыкла кутить за чужой счет. Всего в обвинительном акте было перечислено 48 человек, из них 28 дворян, а среди прочих купеческие отпрыски и отставные офицеры. Причем по разнообразию совершенных преступлений складывалось впечатление, что члены этой организации просто ловят кураж от совершаемых действий.

В своей книге «За полвека» (Москва, 1913) судебная хроникерша Елена Козлинина вспоминает: «И чего только в числе этих дел не было! Было и убийство, была и подделка государственных билетов, было и кощунство, был и грабеж, была и шулерская игра, был, наконец, целый ряд мошенничеств — ну, словом, от убийства до неуплаты 40 коп. извозчику за проезд включительно».

В то же время одного из идеологов банды — дворянина Павла Шпейера — журналистка характеризует как форменного альфонса, которому не хватало жалованья, получаемого в кредитном обществе, где он работал. «Денег на кутежи требовалось много, и того, что он получал за свои ласки, нередко не хватало, а отставать от других не хотелось», — написала она в майском номере журнала «Новое слово» за 1913 год.

Фирма-однодневка

Венцом похождений «Червонных валетов» стала продажа дома генерал-губернатора Москвы Владимира Долгорукова. По сведениям современников, Шпейер был человеком воспитанным и образованным, поэтому на очередном приеме в доме «хозяина Москвы» втерся к нему в доверие и стал завсегдатаем салонных посиделок, проводимых генерал-губернатором.

Однажды Шпейер испросил у князя Долгорукова разрешение показать его жилище заезжему английскому лорду. Генерал-губернатор, не учуяв подвоха, одобрил это мероприятие. Шпейер, пользуясь тем, что владелец хоть и присутствовал при осмотре дома, но ничего не понимал по‑английски, смог договориться с англичанином о продаже недвижимости.

После «осмотра» мошенник повез иностранца в нотариальную контору, где они по всем правилам оформили сделку. Шпейер получил деньги в размере 100 тыс. рублей (по покупательной способности 1 рубль 1870 г. равен примерно 800 современным российским рублям), а покупатель — купчую крепость, подтверждающую право собственности на дом. Скандал разразился на следующий день, когда лорд приехал к дому генерал-губернатора с пожитками и попробовал вселиться. Тогда‑то и выяснилось, что Шпейер никакой не владелец дома, а нотариальная контора оказалась карманной фирмой-однодневкой.

Шито-крыто

Некоторые исследователи старины подвергают рассказ Гиляровского сомнению и говорят, что на самом деле он просто пересказал анекдот той поры. Тем не менее, по словам самого автора, эту историю ему поведал Николай Пастухов, который в 1881 г. стал главным редактором ежедневной газеты «Московский листок» (на момент купли-продажи дома генерал-губернатора сотрудник «Современных известий»).

И, судя по тому, как Владимир Гиляровский характеризовал первоисточник, ему можно было верить. «Действительно, Н. И. Пастухов знал всю подноготную, особенно торговой Москвы и московской администрации. Знал, кто что думает и кто чего хочет. Н. И. Пастухов к газетной работе относился строго и жестоко разносил репортеров, которые делали ошибки или оставляли недомолвки в сообщениях», — отмечает Гиляровский в своих воспоминаниях.

А то, что факт продажи дома генерал-губернатора отсутствует в судебных документах, объяс­няется тем, что его действительно замалчивали. Во-первых, это было оскорбительно для «хозяина Москвы», во‑вторых, зачинщик аферы так и не предстал перед судом. Полиция сама была не заинтересована в том, чтобы информация о ее беспомощности ширилась в народных массах.

И наконец, как уже упоминалось, банда «Червонных валетов» наполовину состояла из людей небедных и с положением в обществе. Естественно, защищал их цвет тогдашней адвокатуры. И главная работа защитников состояла в том, чтобы с наименьшими потерями вывести из‑под удара своих подопечных.

Именно это дело положило начало блестящей карьере известного киевского адвоката Льва Куперника, который сумел добиться оправдательного приговора для своей подзащитной.

Среди оправданных оказалась и Софья Ивановна Блювштейн, проходившая по одному из эпизодов дела под фамилией Соколова. Позже эта персона стала знаменита на всю Россию под кличкой Сонька Золотая Ручка. А вот о Павле Шпейере в Российской империи больше никто не слышал: похождения банды «Червонных валетов» прекратились.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама