Фінанси

страхование

Акционеры не приняли решение о докапитализации страховой компании «Оранта». Будущее страховщика вызывает опасения

Акционеры не приняли решение о докапитализации страховой компании «Оранта»
Многолетний конфликт владельцев «Оранты» отобразился в результатах собрания акционеров компании
Фото: Иван Черничкин

Акционеры страховой компании «Оранта» на внеочередном собрании 1 ноября должны были рассмотреть вопрос о докапитализации страховщика путем дополнительной эмиссии акций на 250 млн грн и переизбрании набсовета «Оранты».

Как сообщил «Капиталу» один из миноритарных акционеров «Оранты», присутствовавший на собрании, ни одно из этих решений не было принято.

Официальная причина отказа вливать капитал была оглашена на собрании. Представитель казахстанского БТА Банка, владеющего 35,17 % акций страховщика, заявил о том, что банк не может принимать участие в допэмиссии, так как не успел изучить документы по этому вопросу. Хотя документы были отправлены ему, как сообщили акционерам, в положенный срок.

Неофициально отказ БТА Банка участвовать в допэмиссии связывают с конфликтом между собственниками компании, который длится больше двух лет. Как сообщил «Капиталу» на условиях анонимности представитель Лиги страховых организаций Украины, казахстанские акционеры устали от неопределенности. Акционеры «Оранты» не собирались до прошлой пятницы больше двух лет.

Кроме БТА банка, которому принадлежит 35,17 % акций «Оранты», крупнейшими акционерами страховщика на конец второго квартала названы кипрские компании Backwood Holdings Limited (13,74 %) и Geswood Holdings Limited (11,28 %). Кому принадлежат эти компании, неизвестно. Нет информации и о том, какое отношение к страховщику сегодня имеет компания EastOne Виктора Пинчука, управлявшая в 2010 г. 45 % акций «Оранты».

Большое влияние на «Оранту» оказывает председатель набсовета компании Олег Спилка. «Холдинг «Оранта», который он контролирует, владеет патентом на бренд «Оранты». А без бренда компания для потенциальных инвесторов интереса не представляет», — считает финансовый аналитик, попросивший себя не называть.

Лидер под угрозой

Собрание, которое провели 1 ноября, по мнению экспертов, не решило, а только увеличило проблемы «Оранты». «Страховщик, не получающий дополнительный капитал и акционеры которого конфликтуют, находится под ударом. Риски его растут», — констатирует главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран. Это агенство еще в 2012‑м отозвало рейтинг финансовой устойчивости «Оранты».

Устойчивость компании беспокоит весь рынок, так как «Оранта» входит в топ-10 страховщиков Украины и занимает первое место по продажам «автогражданки».

На 1 апреля 2013 г. этот вид страхования занимал почти 60 % в ее портфеле. Причем, по данным президента Федерации страховых посредников Ибрагима Габидулина, почти 55 % в этом портфеле приходится на продажи полисов ОСАГО жителям сельской местности.

«Люди, которые живут в селе, столичных газет не читают, о проблемах страховщика не знают. Они верят рекламе об «Оранте» и традиционно страхуются в этой компании», — говорит Ибрагим Габидулин. А проблем у компании в последнее время только добавляется.

Если 2012 год, по данным Insurance TOP, страховщик закончил с убытком более 188 млн грн, то на начало второго квартала 2013‑го ее убытки составили больше 200 млн грн. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро, на начало второго полугодия 2013‑го у «Оранты» насчитывалось больше 4,5 тыс. неурегулированных дел по полисам ОСАГО. Сумма задолженности, по данным источника в МТСБУ, составляет около 50 млн грн.

«Если компанию не докапитализировать в ближайшее время, то в следующем году ее долги по «автогражданке» могут удвоиться. А сама компания может даже покинуть рынок», — не исключает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

По словам президента ассоциации «Страховой бизнес» Людмилы Билошицкой, если такие прогнозы сбудутся, пострадает не только сама компания, а весь рынок «автогражданки», объемы которого в 2012‑м превысили 2,4 млрд грн.

«Страховщикам придется либо дополнительно скидываться по 180 млн грн, чтобы покрыть ее обязательства, либо создавать новые гарантийные фонды. И то, и другие может привести к выходу из бюро многих компаний. Плюс серьезный удар по имиджу рынка», — прогнозирует Билошицкая.

Кроме того, акционеры не приняли на собрании и решение об изменении формы собственности компании с открытого акционерного общества на публичное. Этого требует закон об акционерных обществах, вступивший в силу еще в 2009 г.

В этом году Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку начала массово приостанавливать оборот акций компаний, которые не привели свою деятельность в соответствие с действующим законодательством. Остановка обращения акций «Оранты» приведет к тому, что ее акции нельзя будет ни купить, ни продать.

Оптимистический сценарий

Именно из‑за значимости «Оранты», по мнению экспертов, Нацкомфинуслуг не принимает решения о приостановке лицензий компании, хотя проверяет ее часто. Настолько часто, что страховщик из‑за этого даже подал в суд на регулятора. В октябре 2012‑го суд признал незаконными действия комиссии по проведению на протяжении двух месяцев подряд плановой и внеплановой проверок «Оранты».

«Если страховой компании приостановить лицензию, это может стать началом ее краха», — считает Людмила Билошицкая. Поэтому она уверена, что регулятор не позволит «Оранте» покинуть рынок «по‑английски».

«В крайнем случае введет временную администрацию», — считает она. Источник «Капитала» в «Оранте» тоже уверен в том, что компания вряд ли в 2014‑м обанкротится, так как даже без дополнительного капитала урегулирует около 1 тыс. страховых событий ежемесячно.

В пользу страховщика свидетельствует и то, что массового оттока сотрудников из «Оранты» в последнее время не происходит. А дополнительный капитал компания может получить в 2014‑м. Ожидается, что решение об этом примут на собрании акционеров, которое состоится еще до конца этого года.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама