Бизнес

компромиссы

Энергетики ищут поддержки у правительства, чтобы преодолеть кризис в отрасли. Предлагаемые ими решения слишком непопулярны

Энергетики ищут поддержки у правительства, чтобы преодолеть кризис в отрасли. Предлагаемые ими решения слишком непопулярны
Отраслевики пытаются распутать клубок проблем, парализовавших рынок электроэнергии. Без решительных мер тут уже не обойтись

Совет Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) одобрил проект меморандума между предприятиями энергетической отрасли и Кабинетом министров. Документ был принят за основу на заседании Совета ОРЭ 25 июня, сообщил «Капиталу» председатель Совета Борис Лисовой. Меморандум разработан, чтобы найти оптимальный выход из сложившейся в отрасли критической ситуации, которая в 2013 г. усугубилась неплатежами потребителей за электроэнергию. Проект меморандума направлен на согласование в Министерство энергетики и угольной промышленности. После он должен быть рассмотрен и утвержден Кабинетом министров.

Как сообщили «Капиталу» в пресс-службе энергетического холдинга ДТЭК Рината Ахметова, подобный документ подготовлен энергетиками впервые. Это попытка совместными усилиями найти решение накопившихся проблем. «Достаточно сказать, что долги потребителей электроэнергии уже достигли рекордного за все годы независимости уровня — 12,6 млрд грн — и продолжают расти. Эксперты и специалисты уже говорят о кризисных явлениях в отрасли, причины которых возникли не сегодня, — подчеркнули в пресс-службе. — Это и экономически необоснованные тарифы, и перекрестное субсидирование, и устаревшая система льгот. На фоне непростой макроэкономической ситуации в стране и в мире эти проблемы обострились».

Обязательства сторон

Согласно проекту меморандума, копией которого располагает «Капитал», энергетики обязуются сохранить уровень производства электроэнергии, продолжить работать над реализацией инвестиционных программ, снижением себестоимости производства электроэнергии, а также выполнять ряд обязательств социального характера.

По словам ведущего научного сотрудника Национального института стратегических исследований Ольги Кошарной, первое из обязательств выглядит странным, по крайней мере, в отношении крупнейшего производителя электроэнергии НАЭК «Энергоатом». «Таких драконовских диспетчерских ограничений, как в прошедший зимний период, для этой компании не было никогда. Какой смысл обещать недопущение снижения производства, когда у нас мощности простаивают? Объемы выработки электроэнергии не могут не снижаться, если падают промышленное производство и потребление электроэнергии». По ее мнению, меморандум защищает интересы тепловой генерации, но не «Энергоатома».

При этом объем указанных в проекте обязательств правительства не только значительно больше, но и предполагает ряд весьма непопулярных мер. В частности, документ не содержит прямого указания о повышении тарифов, однако подразумевает его. Помимо предложений по урегулированию текущих проблем проект меморандума содержит и ряд инициатив стратегического уровня. Речь, в частности, идет об обеспечении экономически обоснованных цен, тарифов на продукцию и услуги естественных монополистов в отрасли. Упоминается также планомерное установление экономически обоснованных тарифов, которые стимулировали бы снижение затрат и обеспечивали возможность привлечения инвестиций в отрасль, поэтапное снижение перекрестного субсидирования и прозрачность правил взаимодействия между Кабмином и участниками рынка.Ольга Кошарная уверена, что отменить перекрестное субсидирование, о чем говорится в документе, можно только одним способом — повышать поэтапно цену для населения. «Этим нужно было заниматься заранее, два‑три года назад, чтобы поэтапно, на 10 % в квартал, повышать цену на электроэнергию до экономически обоснованного уровня, — говорит она. — И снижать тарифы для промышленности, поскольку при тарифе в 1,01 грн / кВт·ч продукция этих предприятий не может конкурировать на мировом рынке». Кроме того, правительство своими действиями способствует увеличению объема перекрестного субсидирования, предоставляя льготы избранным ферросплавным заводам и предприятиям ГМК. «Восстановление Углегорской ТЭС также будет происходить за счет Оптового рынка», — напомнила Ольга Кошарная.

Проект меморандума между правительством и энергетиками также предлагает Кабмину продолжить переговоры с международными финансовыми организациями о привлечении инвестиций в отрасль, «сопроводить к принятию во втором чтении» законопроект «Об основах функционирования рынка электроэнергии» и содействовать другим изменениям действующего законодательства, которые стимулировали бы модернизацию предприятий.

Ликвидация неплатежей

Основное внимание разработчики меморандума все же уделили мерам по повышению платежной дисциплины потребителей и уменьшению дебиторской и кредиторской задолженности участников энергорынка. Предложения относительно финансовых расчетов занимают две из четырех страниц документа. Кабмину предлагают обеспечить ежегодное выделение субвенций из госбюджета местным бюджетам на своевременное погашение в полном объеме задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию и услуги централизованного водоснабжения. «…Обеспечить своевременное и в полном объеме погашение обязательств по оплате электроэнергии предприятий, организаций и ведомств, финансируемых из государственного бюджета. […] не допускать установления… регулируемых цен в размере ниже экономически обоснованного уровня при отсутствии указания в соответствующем решении Кабинета министров источников компенсации разницы между такими размерами», — говорится в документе.

Как сообщал «Капитал», задолженность потребителей, главным образом водоканалов, других коммунальных предприятий и шахт, достигла в 2013 г. критического уровня. Это разбалансировало всю цепочку расчетов энергорынка  — от производителей до поставщиков и потребителей. Поэтому Совет ОРЭ предлагает внести на рассмотрение Верховной Рады проект закона, который отменил бы запрет на отключение должников и ввел бы ответственность за несвоевременную оплату электроэнергии.

Все как всегда

Сегодня не существует закона, который бы прямо запрещал отключать неплательщиков, сообщил «Капиталу» глава наблюдательного совета «Киевэнерго», экс-министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков. «Есть постановление Верховного суда, которое не является законом… Энергетики в очередной раз обращают внимание на эту проблему», — говорит он.

По словам Плачкова, энергопоставляющие компании имеют полное право отключать должников, в том числе и водоканалы, которые не платят деньги: «Ни один суд не станет на сторону должника, так как энергокомпании имеют такое право». Причина возникновения огромных объемов неплатежей, по его мнению, кроется в невыполнении государством своих обязательств в части компенсации разницы в тарифах. Притом что при желании можно было бы найти средства для этих целей. «Все регулярно платят налоги в бюджет — такого еще не было, чтобы в бюджете не было достаточно денег. При этом правительство всегда, еще с 1990‑х гг., жило за счет энергетиков. Уверен, Кабмин найдет эти деньги, ведь на баскетбол‑то они есть», — заявил Иван Плачков.

По словам Ольги Кошарной, меморандум предлагает разрешить отключение любых должников, тогда как действующий сегодня запрет защищает только стратегические объекты — например, водоканалы или больницы, перебои с энергообеспечением которых чреваты серьезными последствиями: «Отключается водоканал в Киеве — и через 20 минут город тонет в канализационных стоках».

Простых решений нет

Совет ОРЭ предлагает Кабмину обеспечить установление рыночных правил ценооб­разования на топливно-энергетические ресурсы, чтобы выравнять цены на энергоносители для всех категорий потребителей. Предлагается также реформировать систему льгот, предоставляемых незащищенным слоям населения, путем перехода к системе монетарных адресных субсидий. Однако в сложившихся условиях вероятность того, что Кабмин согласится с такими непопулярными мерами, исчезающе мала.

Впрочем, учитывая, что ряд предложенных Советом ОРЭ изменений придется проводить через Верховную Раду, даже согласия Кабмина может оказаться недостаточно. Это признают и в ДТЭК, отмечая, что поставленные задачи вполне выполнимы при наличии политической воли и поддержке отраслевых инициатив парламентом. «Кроме того, предстоит огромная работа по разъяснению необходимости реформ, например, перехода от обезличенных льгот при оплате электроэнергии, которыми злоупотребляют богатые потребители, к системе денежных адресных субcидий. Многое зависит и от макроэкономической ситуации. Так, от наполнения госбюджета зависит, сможет ли государство своевременно выполнять свои обязательства по расчетам за свет и тепло», — отметили в пресс-службе ДТЭК.

Время упущено

Ольга Кошарная напомнила, что концепция реформирования рынка электроэнергии в Украине была принята еще в 2002 г. В документе выбрана одна из моделей рынка, предусмотрен поэтапный переход к ней и определен подготовительный период. «Сейчас можно принять закон «Об основах функционирования рынка электроэнергии». Но для того чтобы он заработал, к нему надо было готовится заранее, — полагает Ольга Кошарная. — В России переходный период занял несколько лет, в США движение к либерализованному рынку происходило в течение 10 лет. У нас это займет минимум семь лет, а с учетом наших реалий — еще больше».

По мнению Ольги Кошарной, многие положения этого меморандума просто повторяют документы, введенные указами президента, в частности, программу экономических реформ и план действий по ее выполнению на этот год. «Какой смысл в этом меморандуме, если есть законы, указы президента, постановления и распоряжения Кабмина? Этот документ юридически никого ни к чему не обязывает, он бессмысленный», — отмечает она и указывает, что из проекта документа непонятно, кто его будет подписывать со стороны энергетиков.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама