Экономика

транспорт

Кабмин упростил экологические проверки судов в портах. Минприроды хочет оставить за собой право проверять старые суда

Кабмин упростил экологические проверки судов в портах
Cтоять в порту теперь будет дешевле. число проверок должно сократиться
Фото: Укринформ

Кабинет министров одобрил проект постановления «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения». Этот документ разрешает морским судам, которые заходят в украинские порты, сбрасывать изолированный балласт без каких‑либо проверок со стороны экологов.

Принятие документа должно упростить судовладельцам процедуру оформления судна контролирующими органами при заходе в порт и способствовать повышению привлекательности украинских морских портов.

Жестче некуда

20 лет назад Украина подписала Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73 / 78), согласно которой изолированный балласт в морских судах сбрасывается без всяких ограничений и проверок со стороны экологов.

Изолированный балласт — забортная вода, которая накачивается в специальные емкости на судне с целью придания ему большей устойчивости. После швартовки судна у причала балласт сливается в акватории порта. Согласно МАРПОЛ 73 / 78, применение судами изолированного балласта является максимально эффективным способом предотвращения загрязнения морской среды, поскольку полностью исключает попадание в нее загрязняющих веществ.

В то же время, согласно Правилам охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения, слив изолированного балласта считается сбросом загрязняющих веществ, а Государственная экологическая инспекция в Украине продолжает контролировать качество воды в изолированном балласте морских судов, заходящих в порты Украины.

В пояснительной записке к проекту постановления Кабмина сказано, что требования к качеству воды в изолированном балласте намного жестче, чем требования к качеству питьевой воды. В частности, предельно допустимая концентрация железа в балласте составляет 0,05 мг / куб. дм — на уровне нормы концентрации железа для дистиллированной воды, и она в шесть раз жестче, чем норма для питьевой воды (0,3 мг / куб. дм).

Кроме того, невзирая на контроль, после уплаты судном штрафа за «загрязнение изолированным балластом» его сброс происходит в любом случае. Таким образом, любое судно, заходящее в украинские порты, практически без вины с его стороны обречено на штраф, говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Проверка идет, судно стоит

По словам руководителя южноукраинского филиала юридической компании Arzinger Андрея Селютина, сотрудники экологической инспекции после захода судна в порт проводят анализ воды из изолированного балласта и до его окончания запрещают сбрасывать балласт и проводить загрузку судна.

«К сожалению, на практике это, во‑первых, приводит к простою судов, а во‑вторых, создает поле для коррупции», — отмечает эксперт.

«Проект постановления направлен на уменьшение риска совершения коррупционных правонарушений», — говорится в пояснительной записке к документу, который был разработан Министерством инфраструктуры еще в феврале прошлого года.

По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, час простоя судна у причала обходится судовладельцу в примерно $ 10 тыс. в зависимости от размера судна.

$ 100 000 может составить штраф за простой судна, пока проводится его экологическая проверка

«Соответственно, за несколько часов на одно судно «набегает» $ 50‑100 тыс.», — уточняет он. По словам Вовка, крупные компании, суда которых регулярно заходят в украинские порты, могут терять на экологических проверках сотни тысяч долларов.

Согласно данным специализированного информационного агентства «Морские бизнес-новости Украины», за 9 месяцев 2013 г. в украинские порты зашло более 10 тыс. судов, из них грузовых — около 7 тыс.

По словам председателя государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» Юрия Васькова, судно, которое заходит в украинский порт для приема груза на экспорт или транзитом (это около 80 % переработанных украинскими портами грузов), как правило, заходит с балластом.

Экологические проверки в Украине изолированного балласта, не предусмотренные международными конвенциями, приводят к повышению ставок фрахта и снижают конкурентоспособность украинских портов.

Экологи настаивают

Государственная экологическая инспекция северо-западного региона Черного моря на запрос «Капитала» сообщила, что за 2012 г. за счет сброса загрязненных балластных вод Украине были нанесены убытки в размере 4,3 млн грн.

За 9 месяцев 2013 г. было 44 случая сброса загрязненных балластных вод, сумма штрафов составила 3,8 млн грн. На какую сумму было наложено штрафов за сброс именно изолированного балласта, в ответе Госэкоинспекции не указано.

Ведомство также сообщило, что за последние годы в Украине установилась тенденция снижения количества сброшенных в портах балластных вод, не соответствующих нормативам качества, прописанным национальным законодательством.

«Систематические проверки Госэкоинспекцией качества балластных вод в портах заставляют судовладельцев проводить действия по предотвращению загрязнения территориального моря Украины загрязненными балластными водами», — говорится в ответе ведомства «Капиталу».

Госэкоинспекция считает, что экологическое качество морских вод в акваториях портов находится на удовлетворительном уровне, что свидетельствует об эффективности принятой в Украине системы менеджмента по контролю за балластными водами. Поэтому экологи хотят продолжить проверки.

Как сообщил «Капиталу» Васьков, постановление Кабмина было одобрено с оговоркой, что Министерство инфраструктуры и Минэкологии доработают его. Два разных источника «Капитала» сообщили, что экологи хотят оставить за собой право проверять изолированный балласт судов, которым больше 30 лет.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама