Бізнес

фармацевтика

Продажи биологически активных добавок начали падать. Теперь аптекам сложно будет заработать

Продажи биологически активных добавок начали падать. Теперь аптекам сложно будет заработать
Аптекарям становится все сложнее заработать за счет БАД
Фото: Алексей Солодунов

Впервые с начала года розничные продажи пищевых биологически активных добавок (БАД) начали сокращаться. В мае их продажи рухнули сразу на 9,5 % до 3,1 млн упаковок, по сравнению с таким же периодом 2012 г. Такие показатели содержатся в отчете, опубликованном на профильном портале Apteka.ua. При этом в мае прошлого года отмечалась обратная тенденция — рост на 20,5 %. В денежном выражении, однако, падения не зафиксировано — напротив, их продажи выросли на 1,9 % до 72 млн грн. Однако все равно этот показатель хуже работы мая прошлого года, когда в денежном отношении продажи выросли на 19,6 %.

По данным Apteka.ua, в 2012 г. розничные продажи БАД возросли в денежном выражении на 18,9 % до 893 млн грн (в 2011 г. — на 15,1 % до 751 млн грн), в натуральном выражении рост составил 18,5 % до 42,4 млн упаковок (в 2011 г. на 6,1 % до 35,8 млн упаковок). По итогам 2012 г. доля добавок в «аптечной корзине» составила 2,8 % в деньгах и 2,2 % в упаковках.

Директор фармкомпании «Голден-фарм» (дистрибьютор БАД) Олег Обоймов говорит, что одной из причин падения продаж, помимо традиционного сезонного снижения, является ужесточение внимания со стороны чиновников и общественных объединений к рекламе фармпродукции, в первую очередь, БАД. «Как следствие, игроки этого рынка вынуждены были резко уменьшить свою рекламную активность, что прямым образом повлияло на объемы продаж», — говорит он. По его словам, усилилось внимание к рекламе со стороны Антимонопольного комитета и Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, которые стали жестче выявлять, по их мнению, недобросовестную рекламу фармпродукции.

Вместе с тем директор «Агентства медицинского маркетинга» Юрий Чертков указывает еще на одну причину, обусловившую резкое падение продаж БАД. По его словам, на это повлияло падение доходов населения. «В первую очередь, потребители в аптеках будут покупать лекарства, это то, без чего сложно обойтись пациенту. В то же время БАД являются «препаратами комфорта», улучшающими жизнь потребителей. При падении достатка клиенты в первую очередь отказываются от БАД», — говорит он.

Падение продаж привело к негативным последствиям и для аптечных сетей. В том числе из‑за зарегулированности наценок на лекарства это привело к тому, что, по данным Proxima Research, средневзвешенная аптечная наценка снизилась за 2012 год с 25 % до 22 %. При этом поскольку на БАД не распространяются государственные ограничения наценок (на большую часть лекарств она не может превышать 25 %), аптеки устанавливают на них наценки, по данным Черткова, на уровне 30‑50 %. Такая возможность привела к тому, что аптечные сети в последние годы все чаще стали открывать не простые аптеки, а аптечные супермаркеты, в которых, по данным Черткова, на долю БАД приходится до 30 % ассортимента, в то время как в обычных аптеках — до 5 %.

Данную тенденцию подтверждает и руководитель одной из киевских аптечных сетей, который утверждает, что по большей своей части в столице сейчас аптекари стараются открывать не небольшие аптеки, которые убыточны в Киеве, а аптечные супермаркеты, в которых БАД, косметика, детское питание и т. д. занимают намного большую долю, чем в обычной аптеке. За счет этого удается «отбивать» высокую стоимость аренды и зарплат в столице, говорит он.

Чертков считает, что по итогам года продажи БАД останутся в натуральном выражении на уровне прошлого года, а в денежном могут показать небольшой рост до 5 % в То же время продажи лекарств покажут более существенный рост — на +5 % и +14 % соответственно.

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама