Спецпроекты

энергетика

Реформа энергорынка: от слов к делу

Реформа энергорынка: от слов к делу
Алексей Чернявский, член общественного совета НКРЭ

С 1 января 2014 года вступил в силу закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Документ предусматривает внедрение в стране полномасштабного рынка электроэнергии с июля 2017 года. До этого необходимо проделать огромную работу: принять более 100 нормативно-правовых актов.

Подготовка к реформе идет, но очень медленно. С января 2014 года должен был заработать правительственный Координационный центр по обеспечению внедрения новой модели рынка электроэнергии. Постановление о его создании появилось только 23 сентября. Новую структуру возглавляет министр энергетики и угольной промышленности. Пока ни одного заседания не проведено. Реформа — это масштабный проект, затрагивающий многие отрасли экономики. Поэтому необходима межведомственная координация. Это ответственность центра. В уходящем году должны были подготовить несколько документов: законопроект об анбандлинге ( Unbundling) — о разделении бизнесов по передаче и поставке электроэнергии, проект закона по решению проблемы долгов энергорынка. Также необходимо было утвердить порядок электронных аукционов по экспорту / импорту электроэнергии, 10‑летний план развития объединенной энергосистемы, кодекс электрических сетей, лицензионные условия для участников рынка. Законопроект об анбандлинге подготовлен рабочей группой при Минэнергоугля и проходит согласование с министерствами и ведомствами. Документ предусматривает разделение облэнерго на два юридических лица, занимающихся передачей и поставкой электроэнергии.

Это приведет к тому, что в сегменте поставки электроэнергии потребителям появится конкуренция: этим видом бизнеса смогут заниматься разные компании. Реализовывать закон будут поэтапно, не создавая лишних забот клиентам по перезаключению договоров. По долгам вопрос остается открытым. Единого мнения, как их погашать, нет. В мире такие проблемы решаются по‑разному. В Канаде, например, долги крупнейшей гидрогенерирующей компании Ontario Hydro на сумму $19 млрд частично рефинансировали, то есть включили в тариф потребителей. Долг погашают в течение 30 лет. Платежи закончат в 2018 году. Логика ясна: эти средства потрачены на создание гидромощностей и инфраструктуры для потребителей, поэтому они должны часть расходов взять на себя. Такую возможность предусматривал и наш закон № 2711 о мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК, принятый еще в 2005 году. Но пока этот механизм не реализован. В Украине общие долги энергорынка примерно 20 млрд грн. Из них порядка 12 млрд грн можно было бы рефинансировать.

Порядок электронных аукционов не готов. Тут плохую службу сыграла реформа регулятора. Скорее всего, электронные торги смогут проводить не раньше марта, так как еще необходимо закупить программное обеспечение. Кодекс электросетей готовится рабочей группой при Минэнергоугля. Там риски минимальные. Часть документов рассматривается на рабочих группах при Совете ОРЭ, созданных в инициативном порядке. К сожалению, пока в этих процессах не так активна НКРЭКУ, хотя регулятору отводится важная роль в реформе. И здесь вряд ли стоит пояснять все войной в Донбассе. Парламентская коалиция понимает важность реформы энергорынка. Это нашло отражение и в коалиционном соглашении, и в программе работы правительства. Теперь главное их реализовать. Ведь при президенте Викторе Януковиче тоже были фундаментальные документы по реформе, в том числе энергорынка. Но проблема в том, что эти идеи так и остались на бумаге. Сейчас очень благоприятная ситуация для реформирования отрасли, учитывая готовность ЕС нам помогать.

Это видно, например, по активному участию секретариата Энергетического сообщества в подготовке предложений по имплементации положений Третьего энергопакета в действующий закон о реформе энергорынка. Уже состоялась встреча представителей Еврокомиссии, Энергосообщества и Минэнергоугля — создана совместная рабочая группа. Европейская сторона предлагает еще больше либерализировать энергорынок. Например, хотят ввести внутридневной рынок электроэнергии, что позволит уменьшать небалансы в энергосистеме и оптимизировать загрузку генерации — то есть в конечном итоге снизить цены. Европейцы настаивают на внедрении полноценного трейдинга — снятии ограничений на перепродажу электроэнергии. По мнению Энергосообщества, у нас очень льготные условия для зеленой энергетики. Секретариат выступил с инициативой через 3 года после открытия энергорынка внедрить ответственность «зеленых» за сохранение энергобаланса. То есть альтернативная энергетика должна прогнозировать собственное производство и отвечать за графики выработки электроэнергии, которые она заявляет.

До 1 января 2015 года необходимо также ликвидировать все льготы для потребителей электроэнергии, кроме населения. С этим связана и дискуссия вокруг фонда урегулирования стоимостного небаланса в новом рынке. Сегодня его объем 35‑40 млрд грн. АЭС считают, что сами не покроют такие затраты. ТЭС согласны участвовать в фонде, но это означает повышение цены электроэнергии для всех. Поэтому решено еще раз проанализировать, какие льготы и в какой период будут предоставляться. Но понятно, что в новом рынке атомная генерация будет получать больше всех, поэтому именно на нее государство переложит свою функцию по поддержке населения и зеленой генерации. Если правительство не активизирует работу по подготовке реформы рынка и к ней не подключится НКРЭКУ, мы можем не успеть подготовиться в заявленные сроки. Ведь уже в 2016 году рынок должен начать работать в пробном или «теневом» режиме.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама