О своем втором рождении театр «Киев модерн-балет» заявит двумя одноактными премьерами

О своем втором рождении театр «Киев модерн-балет» заявит двумя одноактными премьерами
Фото: Иван Черничкин

О своем втором рождении театр «Киев модерн-балет» заявит двумя одноактными премьерами — «Видение Розы» Алексея Бусько и «Женщины 
в ре миноре» Раду Поклитару

С момента, когда руководитель самой яркой и современной танцевальной труппы Украины Раду Поклитару объявил о ее ликвидации, прошел ровно год. Но после всех скандалов, перекрестных интервью, открытых писем, прощального «Лебединого озера» и долгого затишья «Киев модерн-балет» воскрес из пепла — в наполовину обновленном составе (девять из двадцати одного артиста — самого последнего призыва) и с новым меценатом в лице Владимира Бородянского.

Понятно, что сейчас основная задача Поклитару — восстановление большинства старых спектаклей, которое происходит с переменным успехом. Например, триптих «Перекресток», совместную работу «Киев модерн-балета» и Национальной оперы Украины, всего лишь после двух лет проката руководство НОУ просто вычеркнуло из афиши. Более счастливая судьба у прошлогоднего хореографического дебюта солиста «Киев модерн-балета» Алексея Бусько: впервые показанные на сцене Оперной студии Национальной музыкальной академии им. Чайковского «Времена года» вошли в репертуар Муниципального театра оперы и балета.

Собственно, и вторая работа Бусько в «коротком метре» — «Видение Розы» на музыку Александра Родина — имеет двойное гражданство. По духу — «Киев модерн-балет», по официальному статусу — Муниципальная опера. А по сути — спектакль-приношение знаменитым «Русским сезонам» Сергея Дягилева, радикальный парафраз на одноименную постановку 1911 года в хореографии Михаила Фокина. Вместо пронизанного эротическими флюидами танца-сна девушки и юноши-розы — колючие и предельно болезненные взаимоотношения матери с дочерью (на премьерном показе их партии исполнят соответственно Анастасия Харченко и Елена Долгих), вместо парадной партитуры «Приглашения к танцу» Карла Марии фон Вебера — накладывающееся на оркестровый хаос и пробирающее до костей соло кларнета вперемешку с «потусторонними» цитатами из того же Вебера, вместо парного танца — разветвленный сюжет, в котором, помимо двух центральных героинь, нашлось место Вору (эту роль начинающий хореограф приберег для себя) и некоему виртуальному персонажу. Художника-постановщика Марию Грабченко, очевидно, также вдохновлял театр начала ХХ века. Установленная под наклоном кровать больной девушки, шкаф с «перечеркнутым» зеркалом и без задней стенки, антикварный патефон: скромный бытовой антураж удалось превратить в символистскую картинку.

Если показы «Видения Розы» будут проходить в сопровождении живого симфонического оркестра, то «Женщины в ре миноре» на музыку Первого клавирного концерта Иоганна Себастьяна Баха, как и большинство киевских постановок Раду Поклитару, — под фонограмму. Причин по меньше мере две. Первая и плохая — несовместимость отечественных оперных оркестров с барочной аутентикой. Вторая и хорошая — удобство для гастрольных показов. Основатель «Киев модерн-балета» не устает повторять, что именно музыка для него — главный вдохновитель при создании хореографической партитуры. А в случае с «Женщинами в ре миноре» вторым, «косвенным» источником вдохновения называет «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки, драму «из жизни женщин в испанских селениях».

Впрочем прямых сюжетных совпадений искать не стоит. Для Поклитару его «Женщины в ре миноре» продолжают линию «спектаклей без литературы», к которым он, помимо новой работы, причисляет «Болеро» на музыку Мориса Равеля и «Квартет-а-тет», виолончельную партитуру которого специально для постановки Поклитару написал нидерландец Ад Маас. Одетые Дмитрием Курятой в одинаковые монохромные платья на брителях, персонажи «Женщин» теряют не только половую принадлежность, но и всякие другие социально-иерархические признаки. Здесь, как в полифонии Баха, все равны и одновременно каждый сам по себе. А единственная, принадлежащая «солисту поневоле» Мишелю Фондю терракотового цвета накидка — как заглавная мелодия, гарантирующая подобие гармонии в мире хаоса.

Накануне премьеры in Re Раду Поклитару признался: «Процесс создания хореографии — не романтичен!». Но даже при этом результат длительных репетиций наверняка шокирует отсутствием всякой елейной «романтики». «Женщины в ре миноре» — предельно эмоциональный спектакль, но в основе его почти животной чувственности лежит не тихое таинство двоих, а многофигурный ритуал, где раздирающие каждого изнутри страсти многократно умножаются от соприкосновения с окружением. Кто‑то прочитает постановку как «трагическую историю о несуществующей женской дружбе» (так — в авторской аннотации), кто‑то — как попытку подлечить болезни украинского общества или смоделировать вневременную библейскую притчу. Режиссерский талант Поклитару тем и ценен, что он просто ставит спектакли, а право расставлять окончательные смысловые акценты и выносить вердикт оставляет за зрителем.

Киевский мунициальный академический театр оперы и балета для детей и юношества

18 и 19 июня, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама