Экономика

интервью

Андерс Аслунд: Украинская власть заботится о собственном обогащении, а не о благосостоянии населения

13261
Андерс Аслунд: Украинская власть заботится о собственном обогащении, а не о благосостоянии населения

Андерс Аслунд — шведско-американский экономист и дипломат, старший научный сотрудник аналитического центра Atlantic Council. Он специализируется на изучении переходных экономик и коррумпированных государств.

Около 30 лет своей жизни Аслунд посвятил исследованию экономики Украины, России и стран бывшего СССР. В 90-х годах он был советником украинского правительства, затем работал в странах Балтии и Киргизии.

В 2014 году Аслунд вошел в экспертный совет при Министерстве экономического развития и торговли Украины. Он хорошо осведомлен в украинских делах, оперирует последними цифрами и прогнозами относительно роста экономики, инфляции или курса национальной валюты.

По мнению экономиста, эти показатели, как, впрочем, и уровень жизни украинцев, напрямую зависит от того, начнет ли наконец украинская власть бороться с коррупцией.

Сейчас на повестке дня одна главная тема — «МВФ и Антикоррупционный суд». Получит ли Киев финансирования Фонда? И что будет, если не получит? Об этом и о перспективах Украины в интервью с Аслундом.

— Как вы оцениваете экономическое развитие Украины в 2017 году?

— В 2017 году основными экономическими достижениями Украины стали макроэкономическая стабильность и малый дефицит государственного бюджета. В то же время, было много серьезных неудач. Прежде всего, следует вспомнить о провале судебной реформы. Но самое большое фиаско года — с созданием Антикоррупционного суда.

Ежегодно сумма выведенных из Украины средств составляет примерно 5% ВВП (119 млрд грн, — Ред.). Это деньги, которые не инвестируются в экономику страны. Ключевой проблемой Украины сегодня является недостаточная защита права собственности.

Хуже всего то, что ничего не сделано, чтобы исправить ситуацию. Это отпугивает иностранных инвесторов, которые не спешат вкладывать деньги в Украину. Так, сегодня уровень прямых иностранных инвестиций в страну составляет около 18% ВВП. Но если бы были проведены все необходимые реформы, Украина могла бы иметь иностранные инвестиции на уровне 25-30% ВВП.

— Есть ли у Украины шансы на экономический рост без борьбы с коррупцией на высоком уровне?

— Нет. Потому что у вас есть чиновники, которые думают, что могут красть целые компании и заниматься рэкетом крупного бизнеса. У вас Служба безопасности Украины (СБУ) и Генеральная прокуратура занимаются вымогательством денег у компаний по надуманным поводам. И все это видят.

Недостаточный уровень защиты прав собственности — основная причина, по которой иностранцы не хотят иметь собственность в Украине. Не сама коррупция, а воровство их активов.

Я не вижу, чтобы было что-то сделано для улучшения инвестиционного климата. По сравнению с прошлым годом темпы экономического роста будут незначительными. Пожалуй, можно ожидать, что рост ВВП составит 3%, но не более. Это мизерный темп.

— Какой максимальный уровень экономического роста могла бы иметь Украина при условии проведения всех необходимых реформ?

— В 2-3 раза выше — где-то 6-8% в год. Эффект огромный — когда экономика растет в год на 7%, то через десять лет ВВП страны увеличивается вдвое. То есть, через 10 лет вы будете иметь вдвое больше денег. Это означает, что заработная плата украинцев в долларовом эквиваленте могла бы удвоиться.

— В начале года гривна начала резко девальвировать и только в конце января укрепила свои позиции. По вашему мнению, почему так произошло, и чего ждать дальше?

— Курс гривны зависит от сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ). Очевидно, что Администрация президента не заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с МВФ.

И я бы не ожидал, что к выборам президента, которые состоятся в 2019 году, МВФ или Европейский союз дадут Украине кредиты. Поэтому гривна будет оставаться слабой. Сейчас объем международных резервов Украины составляет 18 млрд долларов, но тих резервов недостаточно.

Украинская власть заботится о собственном обогащении, а не о благосостоянии населения. Будущее гривны зависит от доверия к власти. Если к руководству страны нет доверия, то, скорее всего, дела будут идти не слишком хорошо. Трудно сказать, насколько плохо, но катастрофы не будет.

— Насколько катастрофической может быть ситуация с тем же самым Антикоррупционным судом и судебной реформой?

— Я ознакомился с письмом главы миссии МВФ Рона ван Родена к главе администрации президента Игорю Райнину, в котором четко сказано, что предложенный президентом законопроект о Антикоррупционном суде не отвечает критериям МВФ и обязательствам Украины.

Во-первых, процесс избрания судей согласно этому законопроектом не будет независимым и лишенным коррупции. Дальше — хуже: судей такого антикоррупционного суда будут выбирать сами коррупционеры.

Во-вторых, критерии избрания судей полностью нерелевантны и имеют целью две вещи: чтобы под эти критерии подпадало как можно меньше людей, и чтобы эти люди были плохими судьями.

Таким образом, квалифицированных судей в таком суде будет мало, а компетенция самого суда будет нерелевантной. Этому антикоррупционном суда не будут передавать дела о коррупции, а взамен завалят кучей других дел. Таким образом, данный законопроект является ничем иным, как попыткой сделать из Антикоррупционного суда Неантикорупцийний суд.

— Как вы оцениваете вероятность срыва программы сотрудничества с МВФ из-за невыполнения Украиной своих обязательств?

— Я не думаю, что до президентских выборов 2019 МВФ или Европейский союз предоставлять Украине финансирование. Я не думаю, что президент Порошенко ждет денег МВФ.

Мы видели, что в сентябре Украина разместила еврооблигации на 3 млрд долл под 7,375% годовых, но необходимых реформ не происходит. Украина будет размещать облигации на европейском рынке, пока не случится финансовый кризис. Если же Украину постигнет финансовый кризис, он будет полностью спровоцирован украинским руководством.

— Считаете ли вы, что без программы МВФ Украина сможет выйти на внешние рынки?

— Это будет повторение того, что делал Виктор Янукович в 2011 году. В 2011 году Янукович думал, что он сможет продавать облигации на рынке, и он это делал до 2012 года. Тогда процентная ставка увеличилась до 10%, а спроса на облигации не было.

Некоторое время можно продавать евробонды. В этом году Украина, наверное, сможет продать облигаций на несколько миллиардов долларов. Дело в том, что такая политика — это стратегия избегания экономического роста. Кто-то может спросить, почему чиновники могут быть заинтересованы в избегании экономического роста?

Ответ таков — потому что они живут на доходы от монополий. Они получают прибыль, контролируя экономику. Если в экономике много инвесторыов, топовые чиновники будут иметь меньше контроля над экономикой, тогда исчезнут прибыли и они станут беднее.

Обычно в очень бедных странах очень богатые руководители, потому что они не ограничены в доступе к финансовым ресурсам. Нет никакой взаимосвязи между богатством руководства государства и богатством народа. Это можно увидеть на примере республик бывшего Советского Союза. Единственной страной в регионе, где гарантируется право собственности, является Грузия. Это то, что нужно Украине.

Итак, главный вопрос — обеспечат ли руководители государства право собственности или нет.

— То есть вы полагаете, что они скорее больше заплатят за облигации, чем приступят к борьбе с коррупцией?

— Именно так. Потому что они заинтересованы в коррупции, они с нее живут. Генпрокурор Юрий Луценко, думаю, получает много денег за то, что не борется с коррупцией. Если бы он боролся с коррупцией, он бы ничего не зарабатывал, кроме своей небольшой зарплаты.

— Во время доклада на Варшавском форуме по безопасности вы призывали инвестировать в Украину больше. Вы говорили, что финансовая помощь, которую Украина получает, — это мизер по сравнению с тем, что получала Польша. Считаете ли вы, что сейчас интерес к Украине среди ее сторонников за рубежом снизится?

— Я всячески выступаю за предоставление Украине большей финансовой помощи, но при условии проведения реформ. Чем больше денег, тем больше возможностей провести реформы.

Мы видим ряд хороших реформаторов в Украине — это министр финансов Александр Данилюк, и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, председатель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник, антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий и в целом руководство Нацбанка.

Они действительно борются за реформы, и международные организации охотно с ними сотрудничают. За рубежом было некоторое разочарование после отставки предыдущего состава Кабинета министров и, в частности, отставки бывшего министра финансов Натальи Яресько, экс-министра экономики Абромавичюса и экс-министра инфраструктуры Андрея Пивоварского и других.

В сентябре прошлого года Украина получила доступ к рынку еврооблигаций, и с этого момента реформы пошли на спад. Ведь Украина получила доступ к международным финансам без условий. Таким образом ситуация пошла в неправильном направлении, но я еще верю, что все наладится.

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
Покупка Продажа
100 долларов 2.605,38 0.0223 2.629,36 0.0218
100 евро 3.023,95 0.0132 3.079,43 -0.0257
10 рублей 3,83 -0.0016 4,28 -0.0009
Курс обновляется 1 раз в сутки