Экономика

резонанс

Химия с буксирами: Директор ОПЗ Сергей Назаренко оказался замешан в коррупционной схеме в порту «Южный»

29496
Химия с буксирами: Директор ОПЗ Сергей Назаренко оказался замешан в коррупционной схеме в порту «Южный»

Одесский припортовый завод, который совсем недавно был одним из масштабнейших промышленных предприятий в регионе, а сейчас прозябает в долгах, оказался в центре коррупционного скандала. Сергей Назаренко, директор завода, вступил в сговор с нечистоплотным бизнесменом Андреем Марисовым, чтобы помочь фирме своего сына реализовать в Южном порту незаконную схему с буксирами. Для этого «партнерами» создана фирма-прокладка ООО «Трастмарин».

Завод-призрак

ОПЗ много лет не покидал новостные ленты: одно из крупнейших химпредприятий страны безуспешно пытались приватизировать. Последняя попытка была предпринята в 2016 году, когда 99,6% акций завода выставили на продажу за 13,175 млрд грн. Но конкурс не состоялся — ни один инвестор не подал на него заявку.

Производство азотных удобрений на ОПЗ в последние годы велось с перебоями, а в настоящее время и вовсе остановлено. Фактически завод сейчас не работает. Убытки ОПЗ за 2018 год составили 750,5 млн грн, а за 2017 год — 1,448 млрд грн. Напомним: это — убытки государства, то есть деньги налогоплательщиков. Задержки зарплаты сотрудникам давно стали нормой.

И в эти сложные для завода времена, Сергей Назаренко занят не антикризисным менеджментом, а благополучием своей семьи.

Одесский сценарий

Одесский порт в последний год привлек много внимания СМИ — но не своими успехами, а невероятного размаха коррупционной схемой с государственными буксирами. Тут работает Андрей Марисов — гражданин России, которого по официальным данным не должны впускать в Украину.

Господина Марисова СМИ связывают с печально известной российской солнцевской группировкой. Он отсидел срок во французской тюрьме и после прочно осел в Одессе.

Схема Марисова стара как мир: он создает фирму-прокладку, со смешным уставным фондом и без активов, договаривается с «правильными людьми», и начинает оказывать буксирные услуги в порту на арендованных буксирах. Буксиры Марисов берет у государственного порта, тем самым лишая портофлот заработка. Соль проекта в том, что буксиры он арендует по смешным ставкам, а услуги продает по рыночной цене. Таким образом, госпредприятие недополучает более миллиона долларов в год.

Долго такая схема существовать, конечно, не может даже в Украине. Против Марисова митинговали сотрудники порта, СБУ проводило в его офисах обыски по подозрению в финансировании российских террористических группировок, в прокуратуре и МВД лежит несколько уголовных расследований. Вероятно, в том числе по этим причинам Марисов начал осматриваться на другие порты.

Криминальное родство

В крупнейший порт Украины, Южный, Марисов заходит вместе с Назаренко. Кто из них инициировал проект сказать сложно, но факт остается фактом. Работать тут они намерены фирмой «Трастмарин», которая уже подала в администрацию «Южного» письмо о намерении начать буксирные операции. Уставный фонд компании — всего 2 тыс грн, репутация на рынке — нулевая.

На буксирном рынке Назаренко не новичок. С ним связана компания «Аксон Шиппинг», которая оперирует буксирами Nereus и Норд. Связь проследить несложно: учредитель ООО «Аксон Шиппинг» Владимир Сорокин одновременно является руководителем ООО «Дилекс Украина», учредителем которой выступает Сергей Назаренко-младший, сын директора ОПЗ. Кроме того, обе фирмы зарегистрированы по одному киевскому адресу.

«Аксон Шиппинг» еще в ноябре прошлого года разослала своим клиентам письмо о том, что является оператором буксирного флота и оперирует двумя буксирами: Nereus и Норд. Последний, согласно письму, оперирует в Херсонском морском порту. При этом он числится в списке портофлота ГП МТП «Южный» и, по информации участников рынка, взят у госпредприятия в почасовую аренду.

Тогда участники рынка говорили, что «Аксон Шиппинг» намерена предоставлять буксирные услуги именно Одесскому припортовому заводу, но не упомянутыми двумя буксирами — им хватает работы и в Херсоне. «Аксон Шиппинг» собирался использовать портофлот ГП «Южный» и Одесского морского торгового порта (ОМТП) по уже откатанным схемам скрытой аренды. В частности, обсуждались планы на буксир ледового класса «Австралия» и, возможно, судно аналогичного класса «Львов».

Вероятно, из-за очевидной связи между младшим и старшим Назаренко, вопрос с Аксон Шиппинг затих, но на рынок вдруг всплыла никому ранее неизвестная ООО Трастмарин.

Компания, которая никогда не оказывала никаких услуг ни в одном порту, вдруг начала активно писать письма в АМПУ и начальству ГП Южный с просьбами предоставить им доступ в порт. И судя по тому, как спокойно чиновники воспринимают происходящее, письмами занимается кто-то из близкого круга.

Как говорят люди, близкие к происходящим процессам, директору ОПЗ тут помогают родственные связи — на этот раз с Александром Григорашенко, бывшим главой порта «Черноморск» и, возможно, будущим главой Южненского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ). Дети двух топ-менеджеров состоят в браке. Имеются и бизнес-связи: к примеру, Александр Григорашенко является учредителем ООО «Ларс Экспорт», в котором руководителем числится все тот же Сергей Назаренко-младший — сын директора ОПЗ.

Что ж, безусловно арендовать госбуксиры по заниженной цене и зарабатывать на их использовании сотни тысяч долларов в год — дело гораздо более интересное и уж точно более прибыльное, чем поднимать из кризиса ОПЗ с его вечно неопределенным статусом и тысячами сотрудников, требующих зарплату. У Марисова большие шансы все же зайти в самый крупный порт Украины, и крепко в нем обосноваться. Разве что, правоохранители все же наконец вмешаются.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама