Об инструментах оценки состояния экономики

Ключевым параметром проекта «Прогноз экономического и социального развития Украины на 2014 г. и основных макропоказателей на 2015‑2016 гг.» является прогноз о росте валового внутреннего продукта (ВВП) на 3 % в следующем году. Уже разворачивается дискуссия о реальности выполнения этого предположения, обсуждается внешняя и внутренняя конъюнктура, другие факторы, идут споры о прогностических способностях правительства. Внимание к прогнозу ВВП обоснованно — именно этот показатель и его динамика считается ключевым макроэкономическим индикатором. Обоснованно оно вдвойне, так как в Украине на протяжении относительно длительного периода наблюдается неблагоприятная динамика ВВП и промпроизводства.
Но стоит ли в качестве единственного оценочного параметра использовать ВВП? Причем в подоплеке вопроса не лежат претензии к качеству используемых статистических данных или методике расчета.
Ступим на зыбкую тропу предположений и попробуем из количества сделать вывод о качестве. ВВП Украины в 2012 г. составил $ 176,4 млрд, Люксембурга — $ 54,5 млрд. Можно ли, исходя из этого, сделать предположение, что экономика нашей страны находится в гораздо лучшем положении, нежели народное хозяйство Великого герцогства, исключительно комфортной во всех отношениях страны рощ, садов и виноградников с официально признанным самым высоким уровнем жизни в Европе?
Есть логичное возражение против «лобового» сравнения: население Люксембурга — 0,52 млн человек, Украины — 45,4 млн. Можно меряться показателем ВВП на душу населения. Но и тут не все просто. Согласно данным МВФ, по итогам 2012 г. ВВП (по номиналу) на душу населения Украины составил $ 3877, Греции — $ 22,1 тыс., Ливии — $ 12,8 тыс. Стоит ли полагать, что уничтоженная войной экономика Ливии и разрушенная долговыми проблемами и «помощью союзников» по ЕС экономика Греции пребывают в несопоставимо лучшей ситуации, чем народное хозяйство Украины?
Не подходит ВВП по номиналу — сравним ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения, пусть даже этот показатель подвергается серьезной критике на предмет целесообразности его использования. В 2012 г. для Украины ВВП по ППС на душу населения составил $ 7,6 тыс. Но действительно ли в экономике, скажем, Восточного Тимора ($ 9,5 тыс.) или Туркменистана ($ 8,5 тыс.) дела обстоят лучше?
Третий вариант — динамика ВВП. Возьмем показатель реального ВВП, т. е. с поправкой на инфляцию. Здесь по итогам 2012 г. лидирует Ливия с умопомрачительным показателем — рост 121,9 %! Подобный рост — следствие сверхнизкой базы сравнения (на 2011 г. пришелся колоссальный спад в экономике этой страны, вызванный войной). Но у квазигосударства Западный берег реки Иордан этот параметр в 2,5 раза больше, чем у Польши. А ведь Польша — единственная страна Евросоюза, в которой начиная с кризисного 2008 г. фиксируется стабильная позитивная динамика ВВП. Комментарии излишни.
Если ВВП страны вырос на 2 % — это много или мало? Однозначного ответа нет: если за этот период население страны увеличилось на 5 %, то в этом случае качество жизни среднестатистического гражданина снизилось. Ведь рост ВВП, по большому счету, обусловлен двумя переменными: динамикой населения и производительностью труда.
С последним показателем у нас — поле непаханое: согласно рейтингу Международной организации труда за 2011 г., Украина по уровню производительности труда занимает 88‑е место из 121. Есть надежда, что детальная проработка в «Программе активизации экономики» планов развития таких отраслей, как транспортное машиностроение, судостроение, транспортная инфраструктура и военно-промышленный комплекс, позволит начать движение вверх по ступеням этого рейтинга.
Скорее всего, линейное мышление в вопросе оценки положения экономики не срабатывает — нет абсолютных показателей, свидетельствующих о текущем состоянии и перспективах экономики той или иной страны. С помощью ВВП и его модификаций принято делать выводы, но делать их нужно осторожно, нельзя судить об экономике страны при помощи только одного этого индикатора (или его модификаций).
Кстати, рост ВВП нередко сопровождается ухудшением экологической обстановки. И не стоит экологический фактор исключать из числа тех, которые влияют на качество жизни населения. Также нельзя пренебрегать уровнем безработицы и ценовой динамикой. По этим параметрам Украина выглядит благополучнее на фоне многих развитых стран.
Естественно, не стоит использовать для оценки реального положения экономики нашей страны (или любой другой) такие модные, но недостаточно научно обоснованные показатели, как индекс человеческого развития или международный индекс счастья. Нельзя оспорить универсальность показателя ВВП. Но можно ли, перефразируя высказывание о демократии, приписываемое Уинстону Черчиллю, сказать, что ВВП — наихудший индикатор, если не считать всех остальных? Не уверен. Как и нет полной уверенности в том, что Черчилль действительно говорил что‑то подобное о демократии…

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама