Інтереси

опера

В Берлине представят новое прочтение одной из самых известных опер Вагнера «Тангейзер»

В Берлине представят новое прочтение одной из самых известных опер Вагнера «Тангейзер»
Хореограф Саша Вальтц изрядно разбавила современными танцевальными номерами классическую оперу Вагнера «Тангейзер»

Двухсотлетие со дня рождения самого известного немецкого композитора Рихарда Вагнера пришлось на прошлый год. Однако сезон в музыкальном мире еще не завершен, поэтому празднования продолжаются. 12 апреля состоится очередная премьера, приуроченная к круглой дате. В Берлинской опере ставят «Тангейзера» — одно из самых противоречивых произведений композитора.

Вагнер работал над оперой три года, а затем еще несколько раз переписывал ее. Для постановки в берлинском Staatsoper im Schiller Theater выбрали «дрезденскую» — вторую и самую популярную редакцию. Первый вариант оперы, премьера которой состоялась в 1845 г. в Дрездене, не пользовался успехом у публики, и произведение сняли с репертуара после восьми представлений. Поэтому в новой версии Вагнер сделал финал более мелодраматичным. Затем была еще редакция для постановки в Париже, и из нее в нынешний вариант попадет «Вакханалия» — фрагмент увертюры, написанный позже, чем опера целиком, однако один из самых известных среди сочинений Вагнера.

Вдохновением для «Тангейзера» композитору послужили немецкие легенды: о гроте Венеры, где античная богиня любви дарила бессмертие своим возлюбленным; о менестреле Тангейзере, который хоть и является реальной исторической личностью и жил в XIII веке в Германии, однако документальных свидетельств о нем практически не сохранилось; а также о средневековых песенных состязаниях и о святой Елизавете. Все эти предания Вагнер объединил в одну трехактную романтическую историю: Тангейзер мечется между страстью к Венере и любовью к смертной девушке Елизавете. И дополнил философскими размышлениями о боге и о том, является ли греховным желание человека стать бессмертным. Часть действия разворачивается в исторических реалиях немецкого Средневековья, а часть — в вымышленном и наполненном мифами мире.

Постановщиком нового «Тангейзера» стала Саша Вальтц — режиссер и хореограф, известная своим новаторским подходом к классике. 51‑летняя Вальтц начинала свою карьеру в Нью-Йорке, где танцевала в авангардных балетных студиях. Затем вернулась в Берлин и занялась хореографией. Опера — недавнее увлечение хореографа, до нынешней постановки на счету Вальтц их было всего три, и «Тангейзер» станет в ее режиссерской карьере первым классическим немецким произведением. Которое, впрочем, Вальтц поставит в соответствии с изобретенной ею концепцией «хореографической оперы». «Я использую все возможные выразительные средства», — объясняет режиссер. Она уверена, что танец способен добавить опере дополнительный смысловой уровень.

Музыкальную часть «Тангейзера» хореограф оставила без изменений. Дирижировать на премьере будет именитый Даниель Баренбойм, с которым Вальтц сотрудничает впервые. Нетронутой останется и вокальная часть, на главные роли приглашены один из лучших вагнеровских теноров мира Петер Зайфферт, известная мастерским исполнением произведений Вагнера и Верди Марина Пруденская и другие звезды Берлинской оперы. А вот в сценографии поклонников композитора ждут многочисленные сюрпризы. К примеру, сцену певческого состязания из второго акта хореограф поставила в декорациях 1950‑х и значительно дополнила танцами. Представленные 18 танцорами ее труппы Sasha Waltz & Guests, они должны рассказать зрителю о разных концепциях любви, ведь именно такой Вальтц видит главную идею «Тангейзера» Вагнера.

После премьеры 12 апреля спектакль в Берлинской опере дадут еще три раза. Затем завершится традиционный пасхальный фестиваль, и постановка возьмет паузу.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама