Бізнес

санкции

АМКУ пересматривает дело ценового сговора продсетей

АМКУ пересматривает дело ценового сговора продсетей
продовольственные ритейлеры с надеждой поглядывают на АМКУ, рассчитывая избежать штрафов
Фото: Константин Мельницкий

Продовольственные сети получили шанс избежать штрафа, который грозилось применить бывшее руководство Антимонопольного комитета (АМКУ). Ведомство пересматривает дело против крупнейших украинских сетей о завышенных ценах на продукты, сообщил «Капиталу» директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко. «К нам пришел запрос от комитета с просьбой предоставить свои предложения о работе с торговыми сетями», — сообщил он.

В письме сказано, что АМКУ при вынесении окончательного решения по этому делу хочет учесть позицию потребителей, а также производителей и поставщиков товара. Получить комментарий и.о. главы комитета Николая Бараша не удалось: чиновник из‑за плотного графика совещаний не нашел времени для общения с журналистом «Капитала».

Второе дыхание

Расследование самого громкого на рынке продовольственного ритейла дела началось в мае 2012 г. Специалисты ведомства установили, что в 2010‑2011 гг. сети повысили цены на продукты питания на 22‑38 %, тогда как за этот же период индекс потребительских цен вырос всего на 13,5 %.

По мнению комитета, игроки поднимали цены по договоренности: 18 продовольственных ритейлеров («АТБ», «Ашан», «Велика кишеня», «Сільпо», Metro, Billa и пр.) координировали свои действия с помощью исследовательской компании AC Nielsen. Сети получали мониторинг цен на полках конкурентов и, таким образом, могли формировать свою политику. По результатам расследования АМКУ готовился наложить на продовольственных ритейлеров большие штрафы, достигающие 10 % от годового оборота. Например, в 2011 г. продажи компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» составили € 791 млн, значит размер штрафа, который грозил игроку, мог составить € 79,1 млн.

Ритейлеры опровергали обвинения АМКУ в ценовом сговоре и готовились отстаивать свою позицию в суде. «Мы никогда не подписывали договор ни с одной организацией, которая занимается сбором данных по стоимости товаров», — заявлял ранее в интервью «Капиталу» директор продовольственной сети «Ашан» в Украине Жерар Галле.

Стороны пытались найти компромисс, но несколько раундов переговоров не дали никаких результатов. Озвучить размер штрафов комитет планировал в конце февраля — начале марта, но этим планам помешали народные волнения и смена власти. Вскоре после формирования нового правительства был уволен глава АМКУ Василий Цушко, а затем и его заместитель Рафаэль Кузьмин.

Украинская торговая ассоциация написала в Кабмин письмо с просьбой пересмотреть или отменить результаты расследования. «Этот вопрос был передан Министерству экономики», — сообщил генеральный директор объединения Игорь Кишко. Но ответа, по его словам, от ведомства пока не приходило. «Я не думаю, что у нас есть полномочия пересматривать решение АМКУ. Но мы сделаем все, что сможем», — сообщил «Капиталу» министр экономики Павел Шеремета.

Легкий испуг

Получить комментарии Василия Цушко и Рафаэля Кузьмина, насколько оправдан пересмотр дела, «Капиталу» не удалось. Управляющий партнер Адвокатского объеди­нения Arzinger Тимур Бондарев считает, что у сетей достаточно сильная позиция, поэтому при объективном рассмотрении дела многие получат не штрафные санкции, а только рекомендации. «Сам факт получения информации о рыночных тенденциях не является преступлением, вопрос лишь в том, как используется такая информация», — говорит эксперт.

Поддержать ритейлеров готовы и поставщики. По словам совладельца продовольственной сети «Фуршет» Игоря Баленко, ритейлеры планируют подписать меморандум с поставщиками об условиях сотрудничества, где планируют прописать сроки оплаты за поставленный товар, маркетинговые бонусы и т. д. Для сетей поддержка поставщиков сейчас важна, поскольку АМКУ готов учитывать их мнение при вынесении решения в деле ценового сговора ритейлеров.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама