Технології

регресс

На круги своя. Телевизионных каналов снова станет мало

Телевизионных каналов снова станет мало
Фото: Александр Пархоменко

Идея цифровизации укра­инского телевидения в 2011 г. дала толчок для появления большого количества телеканалов. Но в связи с политической и экономической ситуацией в стране в 2014 г. рынок вернулся на прежние позиции.

Всплеск вещателей

Три года назад ключевыми общенациональными каналами был десяток телекомпаний, которые формировали основной эфир страны и имели аналоговые сети. В частности, это государственный «Первый Национальный», «1+1» Игоря Коломойского, телеканалы «Интер», НТН, К1 (контролируется Дмитрием Фирташем) и каналы группы StarLightMedia Виктора Пинчука — СТБ, ICTV, «Новый» и M1. Также присутствовали телеканал «Тонис» и «Украина» (СКМ Рината Ахметова).

Однако после проведения конкурса на места в цифровой сети «Зеонбуд» в августе 2011 г. национальных каналов мгновенно стало в два с половиной раза больше. Только количество вещателей в общенациональной цифровой сети у «Интера» выросло до восьми, еще два телеканала, помимо «1+1», появилось у «1+1 медиа». Цифровая сеть пополнилась также «Киноточкой» и «НЛО ТВ», входящими в «Медиа Группу Украина». При этом количество телеканалов Виктора Пинчука в эфире не увеличилось.

Желание медиагрупп — как мож­но больше телеканалов продвинуть в цифровую сеть — можно объяснить тем, что, согласно международному соглашению Женева-2006, до отключения аналогового эфирного телевидения осталось менее двух лет. Соответственно, попавшие в «цифру» каналы могут рассчитывать на абонентов, которые принимают эфирный сигнал. В 2013 г. их количество составило порядка 5,6 млн. Они автоматически попадут и в кабельные сети, обеспечив себе общенациональное присутствие.

Телеканалы на продажу

В цифровой сети места также получили так называемые дежурные телеканалы: «Голдберри», «Винтаж ТВ» «Эскулап ТВ», «Стар ТВ» и «Погода ТВ». «На них была возложена функция: получить лицензию, а потом продаться», — говорит собеседник «Капитала» на ТВ-рынке. Действительно, в прошлом году «Стар ТВ» и «Погода ТВ» были проданы и переименованы в «Добро ТВ» и «Бизнес» соответственно.

При этом из‑за нестабильной эко­но­мической ситуации в стране оставшиеся телеканалы «Голдберри», «Винтаж ТВ» и «Эскулап ТВ», по информации нескольких собеседников издания, до сих пор ищут покупателя. Связаться с представителями компаний не удалось. По номеру телефона, указанному в Информационно-ресурсном центре, «Капиталу» сообщили, что телеканал «Голдберри» переехал, куда — они не знают.

Под вопросом существования ока­зался и совсем недавно созданный «112 Украина». О том, что телеканал ищет нового владельца, «Капиталу» сообщили сразу несколько источников на рынке. «Он продается еще с декабря прошлого года», — подтвердил один из собеседников.

Напомним, «112 Украина» приступил к работе осенью прошлого года. Позже телеканал выкупил пять региональных ТРК, которые владели лицензиями на цифровое вещание. Владелец телеканала Андрей Подщипков заявлял, что благодаря приобретенному ресурсу канал может стать общенациональным.

Экономические проблемы возникли и у телеканала ТВі, который, по информации народного депутата Николая Княжицкого, принадлежит бизнесмену Давиду Жвании. Примечательно, что сегодня последний день работы генерального директора канала Вадима Гарнаева, который решил не продлевать договор о сотрудничестве с собственником вещателя. Кроме того, по данным СМИ, сотрудников телеканала отправляют в отпуск за свой счет до конца лета.

Попрощаться со своим телеканалом, возможно, придется и новоизбранному президенту страны Петру Порошенко. Во время избирательной гонки представитель по свободе слова Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Дуня Миятович заявила, что в случае победы Порошенко должен продать «5 канал». По мнению бывшего генерального продюсера телеканала Enter-Music Юрия Молчанова, президенту будет сложно отказаться от своей «кнопки», но все же, если он это и сделает, то это может быть фиктивная продажа. «Мы понимаем, что такое мгновенный рейтинг. И этот рейтинг как повысился, так может и понизиться. Поэтому ему нужен «железный ресурс» для донесения его позиции», — считает менеджер.

Не хватает денег

Уход с рынка многих украинских вещателей вызван несколькими факторами. Первый из них, по словам Молчанова, — политический. «Не секрет, что многие из этих телеканалов дотировались представителями бывшей власти и неформально принадлежали им», — сказал собеседник «Капитала», добавив, что после изменений в стране владельцы тех или иных медиаресурсов уже не могут их финансово поддерживать.

Лишившись таких средств, остаться на плаву телеканалам помог бы собственный доход от продажи рекламы. Однако экономическая ситуация в стране попросту заморозила рекламный рынок. «Рынок рекламы падает — естественно, наши возможности тоже снижаются в ракурсе производства и закупок контента. Нам пришлось отказаться от производства двух масштабных и дорогих шоу, запланированных на осень», — заверил «Капитал» программный директор «1+1» Андрей Коваль.

По словам Молчанова, телевизионный рекламный рынок в этом году наполовину сократится по сравнению с прошлым годом. По данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), в 2013 г. этот рынок составлял порядка 4,2 млрд грн. Таким образом, в этом году он может достигнуть 2,1 млрд грн, что практически вернет его на уровень 2009 г.

Немаловажную роль в потери рекламного рынка на телевидении сыграл и интернет. К примеру, сегмент видеорекламы в сети с каждым годом растет. Только в 2013 г. он составил 150 млн грн, а по прогнозам ВРК, в 2014 г. достигнет 300 млн грн. По мнению экспертов, рекламодатели сейчас отдают предпочтение видеорекламе в интернете, поскольку она там дешевле. Лидерами в этом сегменте являются социальные сети и видеосервисы.

Впрочем, не стоит забывать, что и са­ми крупные телеканалы начали присматриваться к этому рынку и уже зарабатывают на YouTube, корпоративных сайтах и сайтах, которые транслируют их контент со специальным видео­плеером.

Региональное ТВ под вопросом

Намного хуже с рекламным доходом обстоят дела у региональных телерадиокомпаний. «Наши заработки от рекламы и других ТВ-услуг относительно минувшего года просели до 70 %», — рассказывает председатель правления ТРК «Луч» (Луганская обл.) Борис Вершинин, добавляя, что такие потери значительно сказались на жизнедеятельности компании.

Помимо сокращения рекламного рынка, региональные вещатели столкнулись с проблемой повышения платы за радиочастотный ресурс. Напомним, согласно законопроекту о предотвращении финансовой катастрофы в стране, с 1 апреля плата за радиочастотный ресурс выросла вдвое.

Еще в худшей ситуации оказались региональные телеканалы, которые получили лицензию на цифровое вещание в сети компании «Зеонбуд» — им приходится оплачивать свое вещание как в аналоговой, так и цифровой сети. В таких условиях телеканалы просто не выживут, уверен Вершинин.

Уже несколько региональных телерадиокомпаний отказались от цифровой лицензии. В общей сложности в Украине сейчас работает 298 местных ТРК, из которых 158 не получили места в сети «Зеонбуд». И их вещание остается под вопросом, поскольку в 2015 г. аналоговое телевидение будет отключено.

Выживут лидеры

Пережить кризис и остаться в эфире смогут крупные медиагруппы и их телеканалы, считает менеджер «Интера». По его словам, владельцы продолжают финансово поддерживать свои «детища» да и у телеканалов есть «собственные запасы средств».

Представитель медиагруппы Star­LightMedia сообщил «Капиталу», что несмотря на появившиеся проблемы на рынке, компания не намерена отказываться от идей по развитию, которые были запланированы на 2014 г. «Прошли выборы президента, и ситуация в стране немного стабилизируется. Думаю, компании вскоре разморозят свои рекламные бюджеты», — полагает менеджер.

В то же время Андрей Коваль считает, что каких‑то положительных изменений на рынке стоит ожидать как минимум через год. «Сам процесс смены власти достаточно долгий. К тому же телевидение само по себе инертно, очень медленно реагирует на изменения».

 

 

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама