Економіка

сигналы

Сквозь пальцы. Эффективность работы таможни по борьбе с контрабандой снизилась

Глава Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус раскритиковал работу подразделений, которые занимаются борьбой с контрабандой в его ведомстве.

«Я абсолютно недоволен результатами их деятельности. К ним есть очень много вопросов — по кадрам, процедурам, по таможне. На сегодня контрабанда есть — и черная, и серая», — заявил он вчера, отметив, что даже в нынешнее время на восточной границе коммерческой контрабанды меньше, а львиная ее доля традиционно приходится на южные и западные границы.

«Большая опасность по части контрабанды сейчас — в отсутствии полноценной таможни на границе с Крымом», — подчеркнул Билоус. Как сообщили «Капиталу» в пресс-службе ГФС, в январе-июне таможенные органы возбудили 7714 дел о нарушении таможенных правил на сумму свыше 274,54 млн грн. Это почти в два раза меньше, чем за шесть месяцев прошлого года, когда было заведено 12 012 дел на сумму более 411,3 млн грн.

«Говоря о показателях текущего года, стоит отметить, что они не блещут, особенно в сравнении с показателями 2012 г. По данным ГФС, общая сумма по делам, касающимся нарушений таможенных правил за 2012 г., составила 2,58 млрд грн. В текущем году до таких показателей еще очень далеко», — уточнил в беседе с «Капиталом» менеджер таможенной группы PwC Денис Шендрик.

География контрабанды

Более половины (4142 факта) нарушений выявлены на юго-западном участке границы. В частности, на границе со странами ЕС зафиксировано 3316, с Молдовой — 826 случаев незаконного перемещения товаров через границу.

«В пунктах пропуска морского сообщения выявлено 418 нарушений. Всего на юго-западном участке границы зафиксировано правонарушений на 67,07 млн грн», — сказано в информации пресс-службы ГФС. На границе с Российской Федерацией и Республикой Беларусь таможенники зафиксировали 790 и 330 фактов нарушений законодательства соответственно на общую сумму 16,51 млн грн.

По мнению экспертов, уменьшение выявленных объемов контрабанды может быть объяснено нестабильной си­­туацией на восточной границе Украины.

«Причем связано это не только с невозможностью полноценно контролировать границу, но и с предполагаемым ухудшением взаимодействия с представителями пограничной и таможенной служб РФ», — отмечает Шендрик. Вторая причина, по его словам, — перманентная реорганизация таможенных органов.

Схемы остались

По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации авто­импортеров и дилеров Олега Назаренко, до 2008 г. при пошлине 25 %, серый импорт и контрабанда в автомобильном сегменте составляли порядка 60 %. После вступления Украины в ВТО и снижения пошлин до 10 % ситуация улучшилась — 95 % автомобилей стали завозить официально. На сегодня, отмечает Назаренко, процентное соотношение официального импорта автомобилей к серому и контрабандному составляет ориентировочно 80:20. После повышения акцизов уровень контрабанды в автомобильном секторе сегментировался.

«С одной стороны, контрабанда и серый ввоз автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л уменьшились, с другой — с увеличением акциза стало более выгодно без уплаты налога ввозить дорогие автомобили с объемом двигателя свыше 3 л. В этом сегменте наблюдается рост контрабанды и серого импорта в среднем на 50 %», — говорит он.

В свою очередь ощутимо уменьшились бъемы контрабандной продукции на рынке элитного алкоголя, признает координатор комитета по вопросам импорта и торговли алкогольными напитками Европейской бизнес ассоциации Кристина Линиченко.

«Однако сейчас рано говорить о том, что это станет тенденцией, ведь каналы сбыта контрабандной продукции до сих пор открыты», — отмечает она.

В текущем году ГФС обещает взять курс на усиление контроля за перемещением товаров через границу. Ведомство подготовило соответствующий план дополнительных мер (копия документа есть в распоряжении издания). Согласно ему предполагается усилить охрану морских портов, усовершенствовать их инфраструктуру — создать специальные площадки для обработки товаров в контейнерах с использованием транспорта портового оператора.

Помимо прочего, планируется проанализировать данные о первой регистрации ввезенных в Украину транспортных средств, а также тех, которые были оформлены таможенными органами за последние два года. В плане также есть пункт о недопущении повторного в течение суток ввоза товаров, с которых не взимаются налоги. К реализации большинства этих мер намерены приступить уже в июле.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама