Економіка

внешняя торговля

Бизнес не увидел в первом полугодии улучшений на границе

Бизнес не увидел в первом полугодии улучшений на границе
Бизнесу приходится серьезно напрягаться, чтобы пересечь границу
Фото: Украинское фото

Бизнес отмечает ухудшение таможенной политики государства. Об этом свидетельствует снижение таможенного индекса Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) с 3,06 баллов по 5‑балльной шкале во втором полугодии 2013‑го до 2,81 балла в первом полугодии 2013 г.

По многим параметрам изменений не произошло ни в худшую, ни в лучшую сторону (см. таблицу). Так, практически на прежнем уровне осталась длительность таможенного оформления — в среднем 2,8 дня на одну поставку, что 42 % опрошенных ЕБА компаний считают вполне адекватным сроком.

Количество часов, необходимых на оформление одной поставки даже уменьшилось — с 8,7 до 7,5 часов, что, правда, далеко от обещанных Таможенным кодексом (ТК) четырех часов. Объем бумажной работы во время таможенных процедур также остался неизменным.

Среднее число документов, которые нужно заполнить для оформления одной поставки, уменьшилось с 10,2 до 7,3. При этом обременительность их заполнения не уменьшилась. Но стабильность не всегда является плюсом. Сохранилось и несколько наболевших проблем в таможенных процедурах, неизменность которых и стала причиной ухудшения индекса ЕБА.

Вопрос цены

Главной проблемой для бизнеса на границе по‑прежнему является определение таможенной стоимости. По словам менеджера по таможенному регулированию компании «PricewaterhouseCoopers Украина» и сопредседателя таможенного комитета ЕБА Дениса Шендрика, таможенные органы вернулись к практике «индикативных цен» относительно импортных товаров.

Как объясняет сопредседатель комитета Александр Лазарев, Министерство доходов и сборов рассчитывает таможенную стоимость исходя не из цены договора, а из внутренней базы данных. Это приводит к завышению таможенной стоимости.

Во второй половине 2012 г. такая практика вызывала меньше нареканий у бизнесменов, но в 2013‑м эти претензии стали появляться чаще. В частности, в мае этого года импортеры жаловались, что расходы на растаможивание овощей и фруктов выросли на 30 %.

По словам партнера налогово-юридического департамента Deloitte Евгения Занозы, корень этой проблемы — в несовершенстве системы рисков, которая используется таможенными органами.

В теории она должна вычислять рискованные товары, чтобы впоследствии таможенные органы сверяли заявленные цены на них со своей базой. Но на практике действующая система рисков не проработана до конца и поэтому отправляет большинство товаров в число «рискованных».

В результате, таможенные органы ищут расхождения между ценой, указанной в инвойсе, и ценой из собственной базы и несоответствия в документации и затем «советуют» собственную цену.

Как правило, рассказывает Лазарев, наемный брокер прислушивается к «совету» и выставляет цену «в результате согласования с таможенными органами». А бизнес впоследствии жалуется на необоснованные отказы органов принимать заявленную стоимость, но не может оспорить это в суде, поскольку формально стоимость была заменена добровольно.

Пресс-служба Миндоходов не ответила на запрос «Капитала», но ранее глава министерства Александр Клименко неоднократно отклонял подобные обвинения.

Отложенные инновации

Снижение таможенного индекса обусловлено и тем, что ряд позитивных новаций, которые предусматривает ТК, так и не заработал. В первую очередь, институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Он широко применяется в мировой практике, в частности во Всемирной торговой организации.

Согласно ТК, получить статус УЭО может предприятие, которое осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет с момента подачи заявления на получение статуса, не имеет невыполненных обязательств по уплате таможенных платежей, пени и задолженности согласно налоговому законодательству и соответствует еще ряду критериев.

Получив этот особый статус, компания может претендовать на упрощенный порядок контроля со стороны таможенных органов, рассказывает Заноза. В зависимости от вида сертификата, подтверждающего статус УЭО, компания может получить возможность проходить таможенный контроль в первоочередном порядке или предоставлять меньший объем сведений, необходимых для декларирования. Другими словами, статус УЭО заметно облегчает ведение бизнеса.

В июне глава Миндоходов также подчеркнул важность внедрения института уполномоченного экономического оператора во время Международной бизнес-конференции «АВС Украина и партнеры».

Но заработать этой инновации мешает нехватка правовой базы, говорит Евгений Заноза. А именно — отсутствует специальный порядок получения статуса УЭО, который должно было разработать Министерство финансов. Он не был до сих пор утвержден из‑за разногласий между Миндоходов и Минфином о том, как должна выглядеть анкета, включающая критерии отбора предприятий, претендующих на «почетное звание» УЭО, утверждает Лазарев.

По его словам, таможенники стремились ограничить число обладателей спецстатуса с помощью жестких требований и даже квотирования, а сотрудники Минфина предлагали более либеральный вариант, при котором УЭО станут все компании, соответствующие только тем лицензионным требованиям, которые прописаны в ТК.

Впоследствии, рассказывает представитель ЕБА, первый проект анкеты с более жестким отбором был заменен на более либеральный, но уже много месяцев как «застрял» на стадии согласования между Минфином и Миндоходов.

По его мнению, Миндоходов специально затягивает этот процесс, поскольку не желает потерять контроль над таможенными процедурами. Представители обоих министерств не стали это комментировать.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама