Бизнес

столица

Подольский мост если и достроят, то очень нескоро

Подольский мост если и достроят, то очень нескоро
Фото: skyandmethod.com

Последние полсотни лет на всех генпланах развития Киева значится пусть очень важный для города, но несуществующий мост. Подольско-Воскресенский мостовой переход (ПВМП), который должен разгрузить перегруженный Московский мост, а жителей 300-тысячной Троещины обеспечить доступным транспортным сообщением с правым берегом благодаря метро, стал уже притчей во языцех. Обещания его достроить звучат из уст всех последних мэров и становятся «фишкой» предвыборных заявлений кандидатов в депутаты. Капитал разбирался, что происходит с ПВМП сегодня.

Есть забор, но нет денег

Сейчас готовность моста составляет 55%. Как сообщили Капиталу в КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений», введено в эксплуатацию Набережно-Рыбальскую дорогу, мост на входе в Гавань, эстакаду на Набережно-Крещатицкой. На мосту через Днепр возведены все опоры, смонтирована арка и балка жесткости. Стоят основные конструкции эстакады в урочище Горбачиха, на Трухановоом острове и моста через Десенку. На Рыбальском полуострове готовы 13 из 15 опор, прогонных конструкций смонтировано 2,3 тыс. тонн из 5,2 тыс. Мост через гавань имеет аж три опоры, левоповоротный съезд на Рыбальский полуостров радует всеми опорами и частью металлоконструкций, а для заезда на мост успели поставить три опоры.

Финансирование моста — самая больная тема. С начала строительства поступило 3,68 млрд грн. Причем в последние годы финансирование оставляет желать лучшего. В 2012 году выделили 187 млн, в 2013-м — 31 млн, в 2014-м — 168 млн, в 2015-м — 30 млн.

«В этом году ведутся работы на участке от гавани Днепра до дамбы Русановских Садов, — говорит директор КП „Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений“ Михаил Калинин. — Начато выполнение работ по заезду на мост — установлены забор и бытовые помещения».

Впрочем, мост все равно не строится.

«С 2010 года финансирования на строительство моста поступает все меньше и меньше, — рассказал Капиталу представитель разработчика проекта — ПАО „Киевсоюздопроект“, попросивший не называть его фамилию. — В бюджете на этот год запланировано 37 млн, но поступило только 10 млн. Кроме того, не заплатили за уже выполненные работы. Несколько лет мост стоит недостроенный. Рассыпаться он, конечно, не будет, но кое-что придется менять, в частности гидроизоляцию на автомобильной части. Подвергаются коррозии и металлические конструкции. По опорам мы за размывами следим, там положение неблагоприятное, но не критическое. Помимо недостаточного финансирования, строительство не продолжается, так как до сих пор не могут разобраться с Русановскими садами. По правому берегу тоже непонятно, там то ли строятся, то ли уже построены здания на участках, где должно проходить метро. Не решен вопрос и с общежитием на Рыбальском полуострове. Из казны было выделено 136 млн на отселение и снос этого здания, но оно стоит на месте, там продолжают жить люди. Поэтому не можем поставить 16 и 17 опоры. Да и денег на это нет».

Что касается последних решений, то первоначальный проект изменен. Сначала мост упирался в Лесное кладбище, но потом было разработано решение, что он должен разветвиться на две линии — одна в сторону Лесного кладбища, другая на Троещину. И метро теперь должно пройти не наземное и не по ул. Бальзака, как планировали изначально, а под землей и по ул. Маяковского. Примерно в 150 метрах от дамбы Русановких садов оно нырнет под землю, пройдет под железной дорогой, там должна быть станция, и повернет на Троещину.

Уперлись в Русановские сады

Если строительство первой части моста, где не нужно было ничего сносить и переносить, тормозило только финансирование, то со второй гораздо сложнее. Переправа прочно уперлась Русановские сады и общежитие завода «Ленинская кузня» на Рыбальском полуострове, где должны отселить 156 семей.

Как рассказали в Дирекции, из 259 участков на Русановских садах, которые идут под снос, 83 владельца согласились на отселение (77 из них получили акты на право собственности на земельные участки, еще 6 в процессе оформления), 8 — согласились на переселение на Горбачиху (там еще нет ни участков, ни документов на них, ни домов), 99 устроила денежная компенсация (19 садоводов ее еще не получили), 12 — квартиры (11 уже получили). 57 владельцев добровольного согласия не дали, по 27 делам исковые заявления все еще рассматриваются в судах, по остальным решения вынесены в пользу КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений», но компенсация этим садоводам тоже еще не выплачена.

«Корень всех проблем Подольско-Воскресенского моста — коррупция, — говорит председатель СТ „Русановские сады“ Андрей Махов. — На нем все хотели нажиться, не думая о последствиях. Омельченко начал его строить без завершенного проекта. В 2003 году он совместно с хозяином „Мостостроя“ и депутатом от Партии регионов Владимиром Продивусом закупал для него металлоконструкции в Воронеже, как будто в Украине их изготовить негде. Сколько еще средств „отмыли“ на каждом тендере и на каждом гвозде, одному богу известно. Черновецкий был настолько увлечен дерибаном земли, что отдал в 2007 урочище Горбачиха под многоэтажки, несмотря на то что оно как природно-заповедная зона охраняется международными конвенциями. Троещинцам обещают метро, но если смотреть проект, то видно, что мост не идет на Троещину, а упирается в бульвар Перова и Лесное кладбище. А там рукой подать до „Эпицентра“, который принадлежит экс-секретарю Киевсовета Галине Гереге, и она заинтересована в том, чтобы мост прошел именно по старой трассе. В результате имеем истраченный неизвестно на что миллиард долларов и отсутствие моста».

Есть альтернатива

Жители Русановских садов убеждены, что власть интересует не столько переправа, сколько 252 га садов и 80 га Горбачихи, где можно построить многоэтажки.

Протестуют против строительства моста через Русановские сады и Горбачиху и экологи, так как эта территория является частью миграционного коридора птиц из Европы, по поводу охраны которых Украина подписала ряд международных соглашений и конвенций. Коридор этот и так из-за города сужен на 40 км и представляет собой только акваторию Днепра с прилегающими островами и урочищами. Кроме того, на самой Горбачихе живут редкие виды животных.

«Мы заказали за свой счет разработку альтернативных предпроектных предложений у ООО „Экспресспроект“, — продолжает Андрей Махов. — Альтернативный проект дает возможность уменьшить расходы на строительство в несколько раз, обеспечить троещинцев метро в более короткие сроки, сохранить зеленую зону на Русановских садах и в урочище Горбачиха, избежать сноса дач, многоэтажной застройки и рынка на бул. Перова, куда выходит мост. Наши предложения рассматривались профильными институтами, была проведена экспертиза, с предложением рассмотреть их мы обращались к Черновецкому, Попову, Кличко. От последнего получили ответ, что предложение уже рассмотрели и признали нецелесообразным. Но это было еще в 2006 году! Но отсутствие заинтересованности Кличко как можно скорее пустить метро на Троещину вполне объяснимо — на Горбачихе, в зеленой зоне собиралась строить многоэтажки компания „Кан-Девелопмент“, принадлежащая первому заму мэра Игорю Никонову (Никонов подал в отставку 21 ноября — Ред.). В интернете до сих пор можно найти рекламу жилкомлекса „Жемчужина Днепра“ на 63 500 кв. метров на берегу Десенки».

Дома для «переселенцев» тоже разрушаются

Не все гладко и с домами на Быковне, куда должны переселить 27 владельцев участков, согласившихся на отселение. Из них есть только пять. Остальные находятся на разных этапах строительства, большинство имеют только стены. При этом, по условиям договора, отдать свои участки на Русановских садах владельцы дач должны только после того, как дома будут введены в эксплуатацию со всей сопутствующей инфраструктурой — дорогами, водой, электричеством. Этого ничего нет, денег на продолжение строительства тоже нет, а это значит, что все построенное тоже с каждым годом будет приходить в упадок. Тем более, что строят эти дома из газобетона — материала, который очень не любит атмосферных осадков и перепада температур.

«Газобетон как стройматериал достаточно прочный, может стоять по 25-30 лет, но все зависит от условий, в которых он находится, — говорит завотделом строительных конструкций НИИ стройконструкций Виталий Критов. — Если стены выведены, но нет защиты от влаги, нет крыши, они не укрыты, то срок службы снижается. Тут сложно сказать, неизвестно, материалы какого качества использовались, прошел ли этот газобетон автоклавное твердение. Если материал брали самый дешевый, то он может повести себя как угодно, и вполне вероятно, что уже построенное надо будет разрушать и строить заново».

Как строился Подольско-Воскресенский мост

  • 1987-1990 гг. — разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства и проект моста. Он должен соединить Подол, Воскресенку и Радужный массив. Протяженность — 7,5 км.
  • 1993 — предварительный проект утверждается на горсовете, начинаются работы по строительству, но замораживаются из-за недофинансирования.
  • 2003 — строительство возобновлено. Городские власти уверяют, что инвестировать в строительство будет турецкая компания Еnergy Yapi Group, но в итоге турки отказались от стройки.
  • 2006 — Кабмин принял госпрограмму развития метрополитена на 2006–2010 годы, согласно которой Подольско-Выгуровскую линию метрополитена планировалось достроить к 2015 году.
  • 2007 — проекты «кусков» моста периодически выносят на заседание градсовета, где они неизменно получают много замечаний и отправляются на доработку. С грехом пополам принимают варианты оформления станций метро. Городские власти снова хвастаются, что нашли деньги. Мост якобы достроит китайская компания China Road and bridge Corporation. Но договор, как и в случае с турками, не подписан.
  • 2010 — началу строительства моста исполняется 10 лет. Финансирование возобновилось, начато строительство арочного моста. Открыта первая часть мостового перехода, состоящая из Гаванского моста и Нарежно-Рыбальской ул.
  • 2011 — в октябре начинают сносить первые дачи на Русановских садах, с владельцами которых властям удалось договориться. Тем временем в Днепр упал самый большой кран «Захарий», задействованный в строительстве моста, после чего работы остановились почти на два года. «Захарий» стал некоей символической точкой, после которой каких-то очень существенных изменений на объекте не происходило.
  • 2012 — Кабмин выделил 7,92 млн грн на снос 133 участков на Русановских садах, по которым должна пройти трасса моста. В Киеве проходит международный инвестиционный форум, после которого городские власти снова заявляют, что нашли иностранных партнеров, за чьи средства будут достраивать мост. Теперь это уже не турки и китайцы, а российский Банк развития и внешнеэкономической деятельности.
  • 2014 — поднят последний сегмент арки Подольского моста. Киев намерен привлечь внешний займ для завершения работ, но источник доходов городские власти не называют.
  • 2015 — еще один грустный юбилей. Тема «метро на Троещину» на популярном форуме Киевского метрополитена достигла рекордных 500 страниц, а метро как не было, так и нет.
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама